Тесты по развитию функциональной грамотности. Тест по грамотности чтения. Определи героев произведения

не сможет обойтись без почтовой марки, хотя большинство людей не придают ей должного значения. Истинную ценность марки знают лишь филателисты, занимающиеся коллекционированием этих, вроде бы неприметных, бумажек.
Первая почтовая марка, как собственно и курьерские услуги, появилась в незапамятные времена. Перед учеными долго стоял вопрос о том, кто же именно придумал оформлять конверты подобным образом. Мнения по поводу этого расходились.

Одни считали, что звание первооткрывателя должно принадлежать Габриелю Треффенбергу, который в 1923 году предложил нанести на конверт разноцветное изображение, позволяющее защитить от подделок письмо.
Другие же думали, что этой почести должен удостоиться Джеймс Чалмерс, придумавший не просто рисунок, а реальную бумажную марку, имеющую размер квадратного дюйма.

Но, как нередко бывает, ни Габриеля Треффенберга, ни Джеймса Чалмерса не признали создателями почтовой марки. Считается, что экспресс почта обязана появлению почтовой марки англичанину Ролланду Хиллу. 6 мая 1840 года, благодаря его изобретательности, выпустили тираж маленьких прямоугольников, которые были черного цвета, с номиналом в 1 пенни. За цвет и стоимость, их окрестили «черными пенни». В след за ними, свет увидели синие марки, номинальная стоимость которых была уже выше, и составляла 2 пенни.
Появление марки, стало прорывом в английской почте того времени, курьерская служба сразу же резко подешевела. Следом за Англией система марок стала вводиться в Германии, Бразилии и прочих государствах.

Задание№1

О чем этот текст? Выберите правильный ответ.

А) Это текст о первооткрывателях Габриеле Треффенберге и Джеймсе Чалмерсе.

В) Это текст о почтовых марках.

С) Это текст об английской почте.

Задание №2 . Как можно озаглавить текст? Предложите 2 варианта заглавия.

Задание №3. Заполни таблицу «Верно/Неверно»

верно

неверно

А) Одни считали, что звание первооткрывателя должно принадлежать Габриелю Треффенбергу

В) Но, как нередко бывает, ни Габриеля Треффенберга, ни Джеймса Чалмерса не признали создателями почтовой марки.

С) Марки англичанина Р. Хилла за цвет и стоимость окрестили «черными марками».

Д) Следом за Англией система марок стала вводиться в Германии, Бразилии и прочих государствах

Задание №4. Определите по рисунку, благодаря какому изобретателю были выпущены данные марки?

А) Джеймс Чалмерс

Б) Габриеля Треффенберг

В) Ролланд Хилл

Задание №5.

Продолжи предложения.

1. Истинную ценность марки знают лишь филателисты…

2. Первая почтовая марка, как собственно и курьерские услуги...

3. 6 мая 1840 года, благодаря его изобретательности, выпустили тираж маленьких прямоугольников…

4. Появление марки, стало прорывом в английской почте того времени...

Задание №6. Составьте два предложения, в которых слово МАРКА употреблено в разных значениях

Критерии оценивания.

Задание№1 . Ответ: В- 1 балл

Задание№2. Ответ: «Появление почтовой марки», « Первая почтовая марка»-1 балл

Другие варианты ответов-0 баллов

Задание№3. Ответ: А ) В, В) В,С) Н, Д) В- 1 балл

Другие варианты ответов-0 баллов

Задание№4 -2 балла

Ответ:

1. Истинную ценность марки знают лишь филателисты, занимающиеся коллекционированием этих, вроде бы неприметных, бумажек.
2. Первая почтовая марка, как собственно и курьерские услуги, появилась в незапамятные времена.

3. 6 мая 1840 года, благодаря его изобретательности, выпустили тираж маленьких прямоугольников, которые были черного цвета, с номиналом в 1 пенни.

4. Появление марки, стало прорывом в английской почте того времени, курьерская служба сразу же резко подешевела.

Другие варианты ответов-0 баллов

Задание №5. Ответ: 1) Первая почтовая марка появилась в Англии.

2) Компания «Медиа-контент» держит свою торговую марку 10 лет.

Другие варианты ответов-0 баллов

Задание№6. Ответ: 2балла

Ответ принимается полностью, оценивается в 2 балла, если содержит аргументы: Я считаю, что первооткрывателями считаются и Г. Треффенберг, и Д. Чалмерс,и Р. Хилл. , так как каждый из них сделал свой вклад для появления почтовых марок (2).

Другие варианты ответов-0 баллов

Колесниченко Наталья Георгиевна - учитель русского языка и литературы ОСШ № 11 г.Караганды

Гафиятуллина Алла Михайловна - учитель русского языка и литературы ОСШ № 11 г.Караганды

Задания на развитие функциональной грамотности чтения учащихся 8-9 классов

Цель: подготовка учащихся к международному исследованию PISA и развитие функциональной грамотности.

Текст №1. «ЗЕЛЕНЫЕ КРЫШИ»

В мегаполисах, где отдается много природного пространства под застройку, зеленая кровля является идеальным решением для компенсации ущерба, нанесенного природе. Этот способ устройства крыши стал особо актуален с учетом того обстоятельства, что стоимость квадратного метра земли чрезвычайно высока, и использование свободных площадей крыш дало возможность восполнить дефицит зеленых зон, устраивать на крышах зданий места для отдыха и проведения досуга.

Озеленение крыш - термин, обозначающий частично или полностью засаженные живыми растениями крыши зданий.

Родиной "зеленых крыш" считают Ассирию и Вавилон (2500 лет назад). Но самыми известными, конечно же, остаются висячие сады Семирамиды, известные как седьмое чудо света.

Сегодня лидерами по части взращивания зеленых культур на крышах являются Великобритания, США, Германия и Швейцария.

Создание зеленых крыш выгодно по нескольким причинам:

1.Зеленые крыши фильтруют воздух, борясь с различными его загрязнениями, в том числе с СО2 (углекислый газ).

2.Растительность и почва обеспечивают хорошую шумоизоляцию.

3.Зеленые крыши накапливают ливневую воду, её можно очистить и применять в быту.

4.Зеленые крыши отфильтровывают тяжелые металлы и другие загрязняющие компоненты дождевой воды.

5.Наличие зеленых крыш увеличивает количество представителей живой природы на застроенной городской территории.

Однако несмотря на то, что тяжелая экологическая обстановка в Казахстане требует заботы о чистоте окружающей среды, напрямую влияющей на здоровье граждан, идею зеленых крыш не разрабатывают в республике, ссылаясь на климатические условия.

В нашем родном городе Караганда на сегодняшний день всего 7 парков и 28 скверов и бульваров. При численности населения 453 тысячи человек на каждого жителя приходится 6,4 кв.м зеленых насаждений общего пользования, что составляет только 40% от нормативных рекомендаций. Где же выход? (Текст составлен на основе исследовательской работы«Зеленыекрыши»учителя географии ОШ№ 37 г.КарагандыРогозиной Т.Г.)

Задание №1

Опираясь на текст, ответь, почему в современном мире стали актуальными «зеленые крыши»?

Критерии оценки:

Это задание на поиск информации в тексте. Правильный ответ заключен в первом предложении. Если ученик отвечает правильно (допускается замена слов, не искажающих при этом смысл фразы), он получает за ответ 1 балл.

Если ответ неверный – 0 баллов.

Задание №2

Используя информацию из текста, заполните таблицу. Поставьте знак «+» в колонку с правильным ответом.

Нет информации

Критерии оценки:

Правильные ответы

Нет информации

Родиной «зеленых крыш» являются Ассирия и Вавилон

Понятия «зеленые крыши» и «зеленые легкие земли» являются синонимичными

Лидером по озеленению крыш является Япония

В Казахстане нет необходимости внедрения «зеленых кровель»

В нашей стране ведется активная пропаганда по внедрению «зеленых крыш» в крупных городах

«Зеленые крыши» можно использовать для выращивания овощей, фруктов и прочей зелени

5-6 правильных ответов – 1 балл.

Менее 5 правильных ответов – 0 баллов.

Задание № 3.

Рассмотрите эти два рисунка. Что между ними общего и чем они различаются? Запишите свой ответ.

Ответ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рис.1 Рис.2

Критерии оценки:

При оценке ответа обращается внимание на использование учеником следующих ключевых слов: сады Семирамиды, висячие сады,седьмое чудо света, Вавилон, мегаполис, загрязнение воздуха, застройка, эстетический вид, озеленение, место для отдыха, чистый воздух.

Допускается замена ключевых слов на синонимичные слова и выражения.

Если ученик провел параллели между этими двумя рисунками, смог установить взаимосвязь между ними, а также четко определил различия, за свой ответ получает 2 балла.

Если нашел только сходства, но не нашел различия – 1 балл.

Если нашел различия, но не нашел сходства – 1 балл.

Если употребил 1-3 из всех предполагаемых ключевых слов – 1 балл.

Если не нашел сходства и различия – 0 баллов.

Если увлекся подробным описанием висячих садов, но не сделал выводы – 0 баллов.

Задание №4

Перед вами несколько элементов из схемы «Конструкция зелёной крыши». Посчитайте, сколько орфограмм в каждом названии, заполните таблицу ниже и на основе полученных данных начертите график.

Компоненты

Количество орфограмм в слове


Критерии оценки:

Правильные ответы

Компоненты

Количество орфограмм в слове


Правильная кривая на графике – 2 балла.

Правильно заполнена таблица, но неправильно построен график – 1 балл.

В таблице 1-2 ошибки (а значит, что и график построен неправильно) –

Более 2 ошибок в таблице (график построен неверно) – 0 баллов.

Задание №5

Согласны ли вы с тем, что «зеленые крыши» порой называют «пятым фасадом» здания? Свой ответ аргументируйте.

Ответ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии оценки:

Ученик согласен с данным высказыванием, а затем аргументируетсвой ответ в 3-4 предложениях. В ответе должны присутствовать ключевые слова либо слова, синонимичные им: фасад, здание, лицевая часть, внешняя сторона, архитектура, декор, назначение, образ.

Если есть ключевые слова или синонимичные им слова, приведены два и более аргумента, ответ лаконичный и содержит выводы, использованы обороты речи « я считаю», «поэтому», « таким образом» и т.п. – 2 балла.

Если есть ключевые слова или синонимичные им слова, но нет аргументов или аргументы неубедительные – 1 балл.

Если в ответе нет понятия «фасад» или толкования этого слова -- 0 баллов.

Если в ответе нет ни одного из ключевых слов – 0 баллов.

Если ученик не согласен с данным высказыванием – 0 баллов.

Примерные задания на развитие функциональной грамотности.

8 класс, раздел «Здоровье»

1. Тема «Химические ожоги»

Внимательно прочитайте предложенный текст, используя информацию текста, ответьте на вопросы.

Химические ожоги – обычный результат беспечности при работе с реактивами в лаборатории, на уроках химии, в быту. Механизм действия кислот и щелочей заключается в основном в их воздействии на клеточные белки. Под влиянием кислот на коже возникают сухие, строго ограниченные струпья желто – коричневого цвета и даже черного цвета; щелочи вызывают образование сероватых мокнущих струпьев, резко не ограниченных. Знание внешней картины химических ожогов необходимо потому, что первая помощь при ожогах обусловленных кислотами, отличается от первой помощи при ожогах, вызванных щелочами.

Первая помощь. Сначала у пострадавшего участок ожога освобождают от одежды. При этом оказывающий помощь должен следить за тем, чтобы самому не обжечься кислотой или щелочью. Затем места, пораженные кислотой, обливают сильной струей воды, 3% раствором питьевой соды или же мыльной водой. После обмывания ожоговые поверхности засыпают порошком питьевой соды или перевязывают чистой марлей или бинтом.

Средства первой помощи при ожоге кислотой

Мыльная вода

Двууглекислая сода

Стерильная марля

вата

бинт

Средства первой помощи при ожоге щелочью

лимон

уксус

Стерильная марля

вата

бинт

Поверхности тела, пораженные щелочами. Обмывают уксусной водой или же лимонным соком. Затем засыпают порошком лимонной кислоты и перевязывают чистым бинтом.

Вопрос№1. Как отличить ожог кислоты от ожога щелочью? (Знание)

_____________________________________________________________________________

Вопрос № 2. Для чего при ожоге кислотой пораженный участок обмывают сильной струей воды? (Понимание)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос№3. Можно ли получить химический ожог лимонной кислотой или раствором соды? (Применение)

Можно, если раствор лимонной кислоты или соды будет концентрированный

Да/Нет

Нельзя, так как данные вещества являются общедоступными и продаются в продуктовых магазинах

Да/Нет

Вопрос №4. Почему при ожогах кислотой и щелочью средства первой помощи различны? (Анализ)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос №5. Почему при химических ожогах нельзя смазывать пораженный участок кожи зеленкой или йодом? (Синтез)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос № 6. Обоснуйте применение резиновых перчаток при чистке раковин и кухонной плиты современными чистящими средствами. (Оценка)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8 класс, раздел «Здоровье»

2. Тема: «ПРИВИВКИ ПРОТИВ ГРИППА»

Макпал в школе выдали информационный листок, в котором говорится: «Самый лучший способ борьбы с вирусом гриппа – это иметь здоровое тело. Ежедневная гимнастика и определённый рацион, который содержит много овощей и фруктов, рекомендуется, прежде всего, чтобы помочь иммунной системе бороться с вирусом. Но есть ещё один способ борьбы с этим опасным врагом - вакцинация. Прививки бесплатные и доступные всем. Участие добровольное. По утверждению медицинских работников вовремя проведённая вакцинация поможет избежать заболевание или переболеть в лёгкой форме. Однако она может вызвать побочные эффекты, такие как усталость, небольшая температура и боль в руке.

Несмотря на то что, ежегодно в республике тратятся миллионы на закупку вакцин, иммунизацию проходит только 10 % населения. Для сравнения, что в странах Европы иммунизацию проходят 70% населения».

Вопрос 1: Способы повышения иммунитета.

Что из перечисленного повышает иммунитет?

А. Рацион содержащий овощи и фрукты

В. Посещение людных мест

С. Употребление энергетических напитков

D . Сменить место жительства

Вопрос 2: Причины вакцинации

А. Почему необходима вакцинация населения?

Обоснуйте ответ:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В. Каковы причины заблаговременной ежегодной вакцинации населения?

Обоснуйте ответ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос 3:

Ученик в мини проекте сравнил посещаемость уроков физкультуры и заболеваемость гриппом в классах. Результаты исследования приведены ниже:

Результаты исследования:

Посещение уроков физкультуры

% заболевших

Регулярное

Нерегулярное посещение

Практически не посещал

Какая закономерность существует между этими двумя показателями?

Выбери верный ответ и обоснуй:

А. Прямая зависимость

В. Обратная зависимость

С. Показатели независимы

Вопрос 4: Распространение вируса A/ H 1 N 1.

В Казахстане зарегистрировано 11 случаев A/ H 1 N 1. Пороговые уровни превышены только в трёх регионах: ВКО, ЗКО и Жамбылская область.

Обведите «Да» или «Нет» в каждой строке

Укажите причину того, что в перечисленных областях уровень заболеваемости выше, чем в других регионах Казахстана?

Да или Нет

Высокая плотность населения в областях

Да / Нет

Все расположены в разных климатических областях

Да / Нет

Особенности рельефа

Да / Нет

Вопрос 5: Профилактика гриппа

Предложите свой вариант повышения мотивации у населения для прохождения вакцинации против вируса гриппа.

Обоснуйте ответ: _____________________________________________________________________________

9 класс, раздел: «Строение и состав клетки».

3. Тема: « Клетка»

I .Запоминание.

Задание № 1: Обозначьте органоиды животной клетки.

II . Понимание

Задание № 2: Определите правильно ли данное высказывание (да – нет).

Органоиды

Варианты ответа да – нет

    ЭПС – это часть комплекса Гольджи.

    Лизосомы образуются из пузырьков комплекса Гольджи.

3.Шероховатая ЭПС покрыта рибосомами.

4.Цитоскелет выполняет защитную функцию.

5.Включения – это непостоянные образования клетки.

6.Клеточная стенка есть только у растений.

    У растений нет клеточного центра.

III . Применение Задание №3 Составьте кроссворд по теме « Клетка», используя ключевыми словами главные ее органоиды.

IV . Анализ Задание №4 Установите соответствие между органоидами и их функциями.

Органоид

Функция

1.Мембрана

А.Осуществляют биосинтез белков (соединяют аминокислоты в белок)

2. Центриоли или клеточный центр

Б.образуется «веретено деления» - специфический органоид, который равномерно распределяет хромосомы по дочерним клеткам

3.Лейкопласты

В.Осуществляют движение клетки

4.Лизосомы

Г.Разлагают вредные и или питательные вещества, осуществляют автолиз

5.Ядро

Д.Внутриклеточный транспорт веществ. Синтез жиров, биосинтез белков и углеводов

6.ЭПС – эндоплазматическая сеть

Е.Синтезирует мембранные пузырьки, осуществляет хранение веществ, внутриклеточный транспорт, модификацию и синтез белков и углеводов

7. Жгутики, реснички.

Ж.Внутриклеточное (тургорное) давление в растительных клетках

8.Комплекс Гольджи

З.Управление жизнью клетки, формирование рибосом

9.Хлоропласты

И.Хранение и передача наследственной информации

10.Митохондрии

К.Синтез АТФ и некоторых жирных кислот

11.Настоящая вакуоль

Л. Осуществляют фотосинтез

12.Рибосомы

М.Накапливают крахмал

13.Хромопласты

Н.накапливают питательные или вредные вещества

14.Хромосома

Защищает клетку, осуществляет избирательную проницаемость, фаго – и пиноцитоз

1______, 2_______,3_______, 4______, 5_______, 6_______, 7______, 8_______, 9_______,

10______, 11_______, 12_______, 13_______, 14_______.

V . Синтез

Парная работа. Задание для парной работы. Ученик бойко отвечал у доски, раскрывая процесс фотосинтеза, но допустил ошибки. Найдите их.

Скорость синтеза органических веществ в клетке постоянно меняется в зависимости от ситуации. Утром и днём процесс фотосинтеза, как правило, осуществляется медленнее, чем вечером. В солнечный день синтез идёт быстрее, чем в пасмурную погоду. В клетке также работает система саморегуляции биосинтеза белков. При этом учитывается потребность клетки в этом органическом соединении на данный момент.

VI . Оценивание C делайте буклет о 5 –ти самых значимых функциях клетки. Аргументируйте свой выбор.

Важный макроэлемент

Калий содержится во всех тканях организма человека. Но, в отличие от натрия, калий в преобладающем количестве преобладает внутри клеток. Ион калия играет важную роль в некоторых физиологических и биохимических процессах, например, он участвует в проведении нервных импульсов. Определённая концентрация калия в крови необходима для нормальной работы сердца (3,5-5,0 ммоль/л). В организм калий поступает главным образом с растительной пищей; суточная потребность в нём составляет 2-3 грамма.

Вопрос 1: Сергей ведёт здоровый образ жизни. По утрам бегает по парку. Вредных привычек у Сергея нет. Соблюдает режим питания, ест только мясо, яйца, масло, и балует себя сырами разных сортов. В 25 лет он прошёл плановый медицинский осмотр. Результаты анализа огорчили его лечащего врача.

Результат

биохимического анализа крови

Имя: Сергей

Фамилия: Смирнов

Возраст: 25 лет

Калий: 3 ммоль/л

Почему у Сергея низкий уровень калия? Какие рекомендации мог дать ему лечащий врач.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты биохимического анализа крови за год

Месяц

Содержание калия

3,1

3,3

3,6

4,1

4,4

4,6

4,9

Решил ли Сергей свои проблемы со здоровьем? Обоснуйте ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Микронуриенты

Витамины содержатся в пище (или в окружающей среде) в очень малых количествах, и поэтому относятся к . К витаминам витаминологией .

Вопрос 1: Больному поставлен диагноз: «Авитаминоз витамина А». Почему врачи рекомендовал пациенту есть больше красномякотных овощей (моркови, томатов, перца), хотя витамина в них нет?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос 2: К врачу обратился больной с патологией желчевыводящих путей и

поджелудочной железы. Авитаминоз каких витаминов можно ожидать в этом случае? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос 3: В медико-генетическую консультацию обратилась семейная пара по поводу бесплодия. Обследование у специалистов не обнаружило каких-либо отклонений в здоровье. Лишь при детальном опросе было выявлено, что женщина длительно придерживается преимущественно молочной диеты с практически полным отсутствием овощей в рационе. Какой диагноз был поставлен врачом? Какое лечение назначено? Каков прогноз для этой семьи в отношении деторождения?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 1

Манька

В начале зимы, когда подули северные ветры и по­сыпал колкий снежок, я решил сделать на даче кормушку для птиц. На светлой веранде прямо за окном на деревянной полочке, где в тёплые дни мы выстав­ляли комнатные цветы, я и организовал «птичью сто­ловую». Насыпал семян, зёрнышек подсолнуха, тык­венных семечек, даже веточку алой рябины положил... Отличное «меню» получилось. Должны же прилететь пернатые гости. Юркие синицы, степенные снегири, шумные свиристели, бегуны-поползни... И другие оби­татели сада, которых я не запомнил. В общем, стал ждать. И день проходит, и два... Что-то не показыва­ются мои гости. Откочевали в другой сад, что ли? Где хозяин гостеприимней, приветливей, наверно. Груст­но мне стало смотреть на замёрзшие свои гостинцы. Вроде как зря старался... А тут вдруг морозы ударили. Прямо-таки крещенские. Слышно, как деревья потре­скивают в саду среди ночи.

Просыпаюсь как-то утром. Выхожу на веранду. Гля­жу, а за мутноватым инистым стеклом огонёк мельк­нул. Дымчато-рыжий. Будто свеча на новогодней ёлке. Осторожно так подкрался к окну. Приподнялся на цы­почках, глянул боковым зрением и... обомлел. Белочка! Прибежала, видимо, из соседней рощицы. Поднялась по стволу берёзки, а она рядом, рукой подать до ве­ранды, - и прыг в кормушку. Голод не тётка. Мигом опустошила «скатёрку». И смотрит смородинками глаз в окно. Ждёт, наверно, не подложит ли чего ещё сер­добольный хозяин. Пришлось раскошелиться. Напол­нить кормушку «беличьими гостинцами»: орешками, нарезанным яблоком, сухими грибочками - хорошо, с осени осталась связка.

Теперь белка каждое утро - хоть сверяй по часам -поджидала меня возле кормушки. Я даже имечко ей придумал. Манькой назвал. И она охотно реагировала на него. Брала угощение прямо с ладони.

Так и пролетела моя долгая зима в дружбе с лесной красавицей. А весной, когда сосульки стали длинными и «плаксивыми» и солнце слепило глаза, растекаясь по синим сугробам, жена как-то тепло, но с твёрдо­стью в голосе сказала:

Не надо больше приучать белку. Она разучится добывать сама пищу, станет попрошайкой и может погибнуть...

Хотя мне и было жалко Маньку, но я всё же послу­шался жену. Она была биологом. И знала толк в сво­ей науке.

(Н. Красильников)

Вопросы и задания:

    Определи тему текста.

________________________________________________________________________________________________________

2. Где рассказчик устроил кормушку? Постарайся точнее ответить на этот вопрос.

________

    Почему закончилась дружба с Манькой?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Как ты понимаешь значение слов и выражений рукой подать, реагировать, смородинки глаз ?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2

Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни за­дания.

Подкидыш

Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили её яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепень­кие птенчики. Только одно из шести яичек мне уда­лось отобрать у мальчишек целым.

Я решил спасти спрятанного в нём птенчика.

Но как это сделать?

Кто выведет его из яйца?

Кто вскормит?

Я знал неподалёку гнездо другой птички - пеночки-пересмешки. Она только что отложила своё четвёртое яичко.

Но примет ли пересмешка подкидыша? Яйцо камен­ки - чисто-голубое. Оно больше и совсем не похоже на яички пересмешки: те - розовые с чёрными точеч­ками. И что будет с птенцом каменки? Ведь он вот-вот должен выйти из яйца, а маленькие пересмешки выклюнутся только ещё дней через двенадцать.

Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша?

Гнездо пересмешки помещалось на берёзе так не­высоко, что я мог достать его рукой.

Когда я подошёл к берёзе, пересмешка слетела с гнезда.

Она порхала по ветвям соседних деревьев и жа­лобно посвистывала, словно умоляла не трогать её гнезда.

Я положил голубое яичко к её малиновым, отошёл и спрятался за куст. Пересмешка долго не возвраща­лась к гнезду. А когда наконец подлетела, не сразу уселась в него: видно было, что она с недоверием разглядывает чужое голубое яйцо.

Но всё-таки она села в гнездо. Значит, приняла чужое яйцо. Подкидыш стал приёмышем.

Но что будет завтра, когда маленькая каменка вы­клюнется из яйца? Когда утром на следующий день я подошёл к берёзе, с одной стороны гнезда торчал носик, с другой - хвост пересмешки.

Когда она слетела, я заглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и рядом с ними - голый сле­пенький птенчик каменки.

Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пере­смешка с гусеничкой в клюве и сунула её в рот ма­ленькой каменке.

Теперь я был уже почти уверен, что пересмешка

выкормит моего подкидыша.

Прошло шесть дней. Я каждый день подходил к гнезду и каждый раз видел торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки. Очень меня удивляло, как она поспевает и каменку кормить, и высиживать

свои яйца.

Я скорей отходил прочь, чтобы не помешать ей

в этом важном деле.

На седьмой день не торчали над гнездом ни клю­вик, ни хвост. Я подумал". «Всё кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голо­ду». Но нет - в гнезде лежала живая каменка! Она спала и даже не тянула вверх головку, не разевала рта: значит, была сыта. Она так выросла за эти дни, что покрывала своим тельцем чуть видные из-под неё розовые яички.

Тогда я догадался, что приёмыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел её яич­ки - высиживал её птенцов.

Так оно и было. Пересмешка кормила приёмыша, приёмыш высиживал её птенцов.

Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах.

И как раз к этому времени выклюнулись птенчики из розовых яичек. Пересмешка принялась выкармли­вать своих родных птенцов - и выкормила их на славу.

(В. Бианки)

Вопросы и задания:

    Определи жанр произведения.

__________________________________________________

    С какого события началась эта история?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Как ты понимаешь название рассказа?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Что испугало В. Бианки на седьмой день?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Как подкидыш отблагодарил свою новую мать?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Что удивило тебя в этом произведении?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________