Самодельный мотоцикл сделанный своими руками: фото и подробное описание. Как же сделать мотоцикл своими руками? Как сделать самодельный байк

Инструкция

Стать обладателем кроссового мотоцикла можно, просто купив его в магазине. В этом случае запросы покупателя могут быть ограничены лишь его финансовыми возможностями. Однако не всегда купленная модель удовлетворяет покупателя некоторыми параметрами и тогда начинается процесс доработки мотоцикла с целью улучшения его характеристик и внешнего вида, известный под названием «тюнинг». Тюнинг особенно популярен среди , которые придают своим мотоциклам самый невероятный экзотический вид.

Самые продвинутые приверженцы мотоспорта, а таких немного, предпочитают кроссовые . Начать стоит с колес. Изобретать с нуля мотоциклетное колесо не стоит, его просто можно . Известен стандарт колес спортивных мотоциклов – переднего – 120/70-17 и заднего – 160/60-17. Существует несколько вариантов приспособить колеса к своему мотоциклу – купить обод и произвести переспицовку, а также адаптировать к нему спортивные или литые колеса от спортбайка.

Если речь будет идти о покупке обода, то профессионалы рекомендуют не пожалеть денег и приобрести Excel. Но это не самый простой выход из положения, поскольку переспицовка – очень хлопотное трудоемкое мероприятие, поэтому большинство умельцев предпочитают адаптировать уже готовые колеса к своему детищу. Более предпочтительным считается вариант с литыми колесами, которые обладают большей выносливостью и прочностью при езде по пересеченной местности.

На гоночных мотоциклах используются в основном стоковые тормоза. Для увеличения их надежности рекомендуется увеличить диаметр тормозного диска или установить более мощную тормозную систему с суппортом. Особые требования предъявляются к подвеске.

Если вы переделываете обычный мотоцикл в кроссовый, то лучше поставить классическую вилку с полным диапазоном регулировок. Вполне достаточно 43 мм размер.

Амортизаторы для подвески лучше выбирать из стоковых амортизаторов известных моделей мотоциклов с учетом возможности их крепления к раме и маятнику. Можно заказать амортизаторы на предприятии-изготовителе, но в этом случае следует задать предполагаемый вес мотоцикла, чтобы на амортизаторы были установлены соответствующие пружины.

Несколько слов о двигателе. Долгое время кроссовые мотоциклы выпускались с четырехтактными двигателями. Однако сейчас, благодаря техническому прогрессу и увеличению мощности, их место постепенно занимают двухтактные двигатели. Если позволяют средства, то можно порекомендовать CRF, KTM, Kawasaki. Но как показывает опыт отечественных изобретателей, можно усовершенствовать даже двигатель от старенького советского мотоцикла. Для увеличения тяги необходимо прежде всего уменьшить потери при впуске. Для этого «родной» бумажный фильтр следует заменить на фильтр с поролоном. Прочая доработка состоит в замене карбюратора на другой, с большими возможностями, это позволит обеспечить работу мотора на максимальных оборотах.

Конструирование мотоциклов - занятие не менее увлекательное, чем создание любых других транспортных средств. К тому же мотоцикл, представляющий собой, по сути, обнаженную концепцию самодвижущегося механизма, требует большей конструкторской изощренности, изобретательского дара и чутья хорошего механика. Предлагаю на читательский суд свои идеи по конструированию самодельных мотоциклов. Могу сказать, что некоторый опыт в такого рода работе у меня есть: на смотре-конкурсе «Мотосам-90» был представлен мой самодельный - восьмой по счету - мотоцикл, фотографию которого читатели журнала могли увидеть в репортаже со смотра в № 2 за 1991 год. На фотографиях, которые представлены на этих страницах,- еще три мотоцикла моей конструкции. Об одном из них - последнем и наиболее удачном - я и хочу рассказать читателям.

За тринадцать лет я сконструировал и построил двенадцать двухколесных машин. Все они существенно отличались друг от друга. Причем два мотоцикла были спроектированы с частичным использованием схемы монокока, и три - полностью безрамными, с несущим корпусом-монококом. Именно такому конструкторскому решению я сегодня и отдаю предпочтение: оно представляется мне наиболее надежным и выгодным с точки зрения прочности, культуры веса и эргономики.

Надеюсь, что мой конструкторский опыт может оказаться полезным для тех, кто собирается делать мотоцикл.

Итак, что представляет собой обычный мотоцикл рамной конструкции? Упрощая ответ, можно сказать, что это рама, топливный бак, инструментальные ящики, корпус воздухофильтра с глушителем шума впуска, глушитель шума выпуска, заднее крыло с кронштейном заднего фонаря и номера, основание седла, багажник, а также килограмм всевозможных болтов, гаек, втулок, шпилек, шайб и резинок, с помощью которых все перечисленное соединяется в единую конструкцию.

Если просуммировать массы этих узлов и агрегатов, то получится весьма внушительная величина. К тому же собранное все это воедино образует далеко не эстетично выглядящий «скелет», имеющий множество потайных мест, где неизбежно будет собираться абсолютно неудалимая грязь - избавиться от нее можно, только полностью разобрав мотоцикл.

Проходит год-другой - и начинают дребезжать инструментальные ящики, ползти трещины по заднему крылу, отваливается номер вместе с кронштейном… А если мотоциклист, не дай Бог, попадает хотя бы в легкую аварию или даже попросту падает? В этих случаях гнется рама, появляются вмятины на баке и инструментальных ящиках. Еще больше неприятностей доставляют огромные нижние глушители, цепляющиеся на поворотах даже за ровный асфальт и существенно снижающие проходимость на плохих дорогах.

Всех этих недостатков лишена двухколесная машина, спроектированная по конструкторской схеме «монокок». Такой мотоцикл представляет собой моноблочную сварную коробчатую конструкцию, выполняющую функции всех перечисленных выше деталей и узлов. Интересно, что пространственная коробчатая конструкция существенно более жесткая и прочная, чем классическая рамная (включая и дуплексные рамы). Использование схемы «монокок» в конструкции мотоцикла не только уменьшает массу двухколесного транспортного средства, но и приближает к земле центр тяжести мотоцикла. Происходит это за счет того, что в такой конструкции инструментальный ящик и аккумуляторный отсек располагаются в нижней части корпуса, а легкий воздухофильтр с глушителем шума впуска - в верхней там, где у классических мотоциклов располагается пробка топливного бака. Забор воздуха производится над рулевой колонкой - в этой зоне наиболее чистый, обеспыленный воздух. Внутри монокока может располагаться и глушитель шума выпуска, однако при этом должна обеспечиваться надежная теплоизоляция от топлива и подушки седла.

1 – зеркало заднего обзора, 2 - потайная пробка топливного бака, 3 - компенсационная камера амортизатора, 4 - амортизатор с ходом пи ока 120 мм, 5 - качающийся рычаг, 6 -толкающий рычаг, 7 - тормозная тяга, 8 - задняя часть корпуса с глушителем выпуска (с л е в а) и маслобаком (справа), 9 - задний указатель поворота, 10 - фонарь стояночного света и стоп-сигнал (сдвоенный), 11 - выхлопная труба (с л е в а), 12 - тормозной диск диаметром 300 мм, 13 - «ловушка» цепи, 14 - звездочка заднего колеса (z=37), 15 - маятник подвески заднего колеса, 16 -ведущая звездочка (z=15), 17 - педаль ножного тормоза, 18 - рычаг задающей коробки передач, 19 - барабан лебедки, 20 - глушитель – резонатор, 21 - направляющая скоба троса лебедки, 22 - диск переднего тормоза диаметром 300 мм.

Рис. 2. Компоновка корпуса-монокока. Величина ячейки масштабной сетки - 100×100 мм.

На рисунках 1 и 2 - мой мотоцикл «эндуро» и его корпус-монокок с задней подвеской и защитной рамой двигателя. Масса монокока составляет всего лишь 23 килограмма, а полезный объем такого корпуса - около 56 литров, из них на топливные баки приходится 41 л (больше, чем у «Жигулей»!), полностью используется и оставшийся объем корпуса. При этом мотоцикл не выглядит громоздким. Напротив, он имеет сравнительно небольшие габариты - в частности, база машины составляет всего 1350 мм (меньше, чем у любого ижевского мотоцикла).

Надо сказать, что изготовить корпус-монокок ничуть не сложнее, чем сварить хорошую раму и оснастить ее всеми навесными деталями. Надо только строго придерживаться заранее разработанной технологии, чтобы все детали хорошо стыковались, и их было бы удобно сваривать.

Прорисовывая конструкцию корпуса, позаботьтесь о том, чтобы обеспечить удобную посадку водителя - это особенно важно для мотоциклов типа «эндуро»,- а также безопасность перемещений мотоциклиста, удобство движений в положении сидя, в стойке и в оттяжке.

После выбора оптимального, на взгляд конструктора, компоновочного решения следует вычертить весь мотоцикл в натуральную величину - изобразить вид сбоку, сверху, спереди и сзади, а также прорисовать наиболее характерные сечения. Чем подробнее чертежная документация, тем проще пойдет дальнейшая работа по изготовлению двухколесной машины.

Двигатель рациональнее всего размещать непосредственно на оси маятника. При этом реакция от натяжения цепи привода замыкается непосредственно на маятник. А она далеко не маленькая - иной раз достигает предела прочности цепи на разрыв, то есть почти двух тонн! Крепить мощный и не слишком хорошо уравновешенный двигатель «Иж-Планета» (а также все кроссовые моторы) необходимо с помощью сайлент-блоков или резиновых подушек. Нужно лишь учитывать, что цепь не только тянет двигатель назад, но и разворачивает его в горизонтальной плоскости за счет несимметричного расположения цепи.

В работе по созданию корпуса-монокока очень удобно пользоваться методом объемного макетирования. При этом ма-‘ кет корпуса собирается из картонных заготовок, которые соединяются с помощью полосок бумаги и клея. В процессе изготовления макета, как правило, возникают изменения в конструкции корпуса, поскольку далеко не все можно предусмотреть в плоских чертежных проекциях. Одновременно с макетированием корпуса желательно прорабатывать технологическую карту его сборки - это обеспечит удобство сварочных работ. Необходимо при этом учитывать возможное коробление металлических заготовок при сварке корпуса при неравномерном нагреве. Имейте в виду, что детали, на которые крепятся маятник и рулевая колонка, привариваются в последнюю очередь. При необходимости следует произвести их подгонку к корпусу для того, чтобы на готовом мотоцикле плоскости колес совпадали с плоскостью симметрии корпуса-монокока.

Готовый объемный макет разрезается по местам склейки, и картонные выкройки элементов монокока нумеруются: именно по этим выкройкам будут вырезаться заготовки из стального листа соответствующей толщины - от 1,2 до 1,5 мм. Проще всего делать это с помощью зубила на массивной наковальне.

Сварку следует производить в строгом соответствии с технологической картой. Чтобы швы выглядели аккуратно и были прочными, кромки свариваемых деталей следует слегка отгибать, как это показано на рисунке 3.

Для обеспечения достаточной прочности корпусу-монококу целесообразно в его конструкцию ввести дополнительные усилители, отбортовки, ребра жесткости. Например, рулевая колонка на моем мотоцикле и поперечная балка жесткости, к которой приварен кронштейн единственного амортизатора задней подвески, дополнительно соединяются стальной трубой прямоугольного сечения 25×40 мм. Ко всему, внутри этой трубы удобно размещать электропроводку и тросы управления мотоциклом.

Конструкция глушителя шума впуска существенно влияет на мощность двигателя и его моментную характеристику. Чем больше его объем, тем, соответственно, легче «дышит» двигатель, тем меньше пульсации воздуха в фильтре, а значит, и меньше шума. Специалисты рекомендуют закладывать величину объема глушителя не менее 20 рабочих объемов двигателя. Тракт от воздухофильтра к карбюратору должен быть плавным, исключающим завихрения воздушного потока, которые ощутимо снижают мощность мотора.

После сварки корпус-монокок проверяется на герметичность - сначала водой, а затем чистым бензином. При отсутствии течи сварочные швы промазываются изнутри жидким эпоксидным клеем - он заполнит мелкие поры, свяжет кусочки шлака и капли металла - это особенно важно для глушителя шума впуска.

Задняя подвеска - маятникового типа, с консольным креплением колеса. Ход колеса - около 260 мм. Шарнир маятника - на шарикоподшипниках с уплотнением сальниками. Натяжение цепи - с помощью эксцентрика. Дисковый тормоз имеет механический привод.

Передняя подвеска - на базе вилки от кроссового мотоцикла СZ-516. Колесо- под шину в 21 дюйм, привод тормозных колодок дискового тормоза - гидравлический.

Мягкая подушка седла приклеивается непосредственно к корпусу-монококу, а чехол из искусственной кожи крепится к нему винтами впотай.

Хотелось бы предупредить читателей, не обладающих достаточным опытом конструирования мототранспортных средств, что создание самодельных двухколесных машин - дело весьма сложное. В этом материале я попытался рассказать о своей работе и тех идеях, которые я считаю перспективными для любительского мотоциклостроения. Однако начинающим мотостроителям я бы категорически не советовал на основе этого материала браться за создание мощной машины. Может быть, лучше начать с мототехники попроще. Ведь я шел к монококу, создав более Десятка промежуточных конструкций…

Алексей ГАРАГАШЬЯН, Санкт-Петербург

Многие очень часто задумываются над тем, как было бы здорово хотя бы попытаться создать собственный мотоцикл своими руками, не прибегая к услугам салонов, мастеров и т. д. Однако зачастую такое желание так и остается нереализованным ввиду неуверенности мотолюбителя в успешности задуманного им проекта. Именно поэтому стоит разобраться с тем, как сделать мотоцикл без чьей-либо помощи.

Подготовка к сборке мотоцикла

Для начала нужно, безусловно, определиться с тем, какую конфигурацию будет иметь будущий «стальной конь», а также решить вопрос со всеми необходимыми для работы деталями и инструментами. При наличии определенного опыта некоторые элементы можно изготовить и самостоятельно, например, на фрезеровочном и токарном станках или при помощи сварки.

Если в процессе сборки основой выступает старый мотоцикл, то не стоит начинать работу с монтажа мелких деталей, карданов, тормозной тяги и т. п. Лучшим решением будет приступить к шпаклевке и покраске баков и крыльев. Чтобы не возникло проблем с мотором или деталями моста коробки, их нужно на некоторое время поместить в керосин. Смотреться самодельный мотоцикл будет гораздо выразительнее и эффектнее, если картеры его двигателя, крышки, коробки и зажигания будут хорошо отполированы.

Мотор старого аппарата нужно полностью перебрать, а только затем приступать к установке аксессуаров, в состав которых, как правило, входят два основных материала: кожа и хром.

Велосипед как основа для мотоцикла

Не секрет, что нередко основой для мотоцикла служит всего-навсего велосипед, который оснащается всем необходимым оборудованием. Думая над тем, как сделать из велосипеда мотоцикл, важно разобраться, какие именно материалы должны быть использованы, а также знать их технические характеристики.

Довольно часто можно встретить такой вариант, когда является мотор от бензопилы. В этом случае также стоит подробно изучить его мощность, вес и размер.

Возможный перечень материалов для создания мотоцикла из велосипеда

Так, превращая велосипед в самодельный мотоцикл, наиболее распространенным вариантом набора деталей является следующий:

  • двигатель;
  • шкивы;
  • ремень привода и натягивающий ролик;
  • крепежные элементы.

Так или иначе, но сделать мотоцикл из велосипеда - удовольствие далеко не из дешевых, поэтому иногда лучше задуматься над тем, будет ли целесообразно заниматься этим или лучше приобрести новый мопед или хотя бы готовый велосипедный мотор.

Кроссовый мотоцикл своими руками

Несмотря на высочайшие технические показатели такого как кроссовый, выполнить его сборку своими руками вполне реально. Безусловно, ничто не мешает просто купить уже готовую модель, однако ведь далеко не всегда заводские образцы способны удовлетворить все желания конкретного мотолюбителя, к тому же такая покупка наверняка обойдется недешево, а самодельный мотоцикл позволит сэкономить существенный объем финансовых средств. Однако здесь необходимо четко соблюдать все требования, предъявляемые к монтажу, иначе конечный результат может оказаться весьма неутешительным.

Порядок самостоятельной сборки кроссового мотоцикла

Правильнее всего будет начать сборку с колес, которые можно свободно приобрести в любом магазине запчастей для мотоцикла. Существует два наиболее распространенных варианта крепления этих элементов: приобрести обод и выполнить замену спиц или просто установить на аппарат литые спортивные колеса.

Вилка для должна быть классической и иметь весь спектр регулировок. Оптимальным для нее будет размер в 43 мм.

Для того чтобы повысить надежность системы тормозов, нужно увеличить их мощность. Как вариант, иногда просто увеличивается диаметр тормозного диска.

Особое внимание следует уделить и подвеске, которая монтируется на самодельный кроссовый мотоцикл. Наиболее подходящими для нее станут стоковые амортизаторы, которые можно заказать и непосредственно у производителя, но при этом важно указать возможную массу аппарата для того, чтобы элементы подвески оснастили соответствующими пружинами.

Если говорить о двигателе, то обязательно стоит упомянуть, что его тягу можно увеличить путем уменьшения потерь при впуске. Чтобы обеспечить это, стандартный фильтр из бумаги в старом двигателе заменяется на поролоновый, после чего обновленный мотор устанавливается в систему будущего кроссового мотоцикла. Кроме того, изменениям подлежит и карбюратор, который должен обеспечивать хорошую работу двигателя при максимальных оборотах.

Как сделать вездеход из мотоцикла?

В последнее время широкую популярность приобрели конструкции вездеходов, которые делаются из обычных мотоциклов. Кроме развлекательных функций, которые несет в себе такой аппарат, он является и весьма надежным средством передвижения.

Так, из мотоциклов можно подразделить на несколько категорий, основной из которых являются, естественно, квадроциклы. Эти транспортные модели удивительным образом сочетают в себе мобильность мотоцикла и устойчивость, присущую автомобилям. Благодаря тому что каждое из колес квадроцикла имеет собственную подвеску, аппарат способен преодолевать практически любые, даже самые крутые неровности дороги.

Третий вид вездеходов из мотоцикла - аппараты, оснащенные гусеницами, при помощи которых можно без труда передвигаться по болотистой местности.

Однако не стоит забывать, что любой, даже самодельный мотоцикл представляет собой транспортное средство, характеризующееся повышенной проходимостью. Поэтому, для того чтобы добиться максимального значения этого параметра, достаточно будет просто увеличить проходимость стандартного аппарата, а необходимость глобальной модернизации отпадет сама собой.

Хай! Как сделать мотоцикл - вот что интересует самых фанатичных мотоциклистов и байкеров. Почему? Дело не в дороговизне новых заводских мото и даже не в моде на самодельный транспорт. Подобное желание вызвано скорее желанием само выразиться, а также обрести максимально кастомизированный под себя байк.

Коллектив vse-o-moto.com поможет вам в этом. Ниже вы найдете перечень советов по сборке двухколесного своими руками.

Большинство водителей предпочитают езду на байках с прямой посадкой. По сему, советуем разрабатывать железного коня классического типа или же чоппер. Также желательно учесть и то, что подножки для целей комфортной еды лучше вынести вперед.

Создавая первоклассный байк из Урала, Ижа, Минска. Восхода и прочих серийных железных коней не забудьте и об эстетике громадного руля, вытянутого на большую дистанцию. Самым же привлекательным типом топливного бака будет "капелька". Максимальную красоту вашему мото своими руками придаст и удлиненный тип передней вилки.

Перед тем, как сделать мотоцикл, видео уроки тоже не помешает изучить. Нужно понять, что именно из узлов будущего байка вы способны изготовить сами (прежде всего раму, панели приборов, кофры, пластиковые обтекатели, спицы для колес, седло и т.д.), а что вы вряд ли сможете даже спроектировать в чертежах (двигатель, обода колес и элементы электроники).

Как сделать самодельный мотоцикл?

Для начала следует определиться с рамой, но об этом мы поговорим ниже. Сейчас же перейдем к подбору движка. Вариантов моторов существует немало. Двигатели внутреннего сгорания создаются заводами в двух типах: четырехтактные и двухтактные. Как альтернативу, можно установить электромотор. В последнем случае нужно предусмотреть немало места для аккумуляторов (АКБ) в раме двухколесного. Из двигателей внутреннего сгорания на практике больше ценятся, а также используются 4-тактные.
Не обязательно покупать новый движок. Посетив транспортные свалки/барахолки, поискав немного в интернете на досках объявлений, можно подобрать вполне неплохие варианты моторов и запчастей к ним. Лучше всего отполировать и протюнинговать все, что вы нашли.

Несложно в наши дни отыскать готовые чертежи и схемы уникальных мотоциклов своими руками из бумаги, из зажигалки, из Лего, из Урала и т.д. Как сделать мото вам подскажут и опытные кастомайзеры из телеэкранов. До наших дней "западными" СМИ было сформировано немало любопытных телепередач по этому поводу. Можно заказать и сборку кастома в профессиональной мастерской опытными механиками, которые работают практически в любом городе нашей великой родины.

С чего начать сборку мотоцикла своими руками?

Имея под рукой готовые схемы мото проекта, а также материалы для их практической реализации, можно смело переходить к непосредственной обработке труб и листов металла в процессе создания рамы. Каждую деталь ходовой можно хромировать или же покрасить для придания ей более эстетического облика. Для и с целью предотвращения коррозии ходовой это тоже предпринимается.

Можно создать и ободья колес своими руками. Все же зачем же "изобретать велосипед", если многие соотечественники знают по практике, как сделать мотоцикл из Урала или Днепра МТ. используя раму, двигатель и электронику последних. Добавив к ним остальные уникальные узлы, вы явно получите не похожего на других железного коня.

Установив удлиненную вилку (желательно приспособленную для переднего дискового тормоза), самодельные траверсы (созданные при использовании стального листа с толщиной в несколько десятков миллиметров), при помощи кронштейнов монтируется руль байка. Кронштейны используются и для крепления задних амортизаторов. Они считаются надежной базой для удерживания спинки сиденья. Здесь можно зафиксировать и различные кофры и багажник байка.

Как собрать самодельный мотоцикл полностью

Седло для двухколесного кастома лучше выбирать/создавать двухуровневого типа. Перед его созданием нужно найти толстый лист стали (около 2 мм). Последний будет изгибаться по контуру от будущего бака до задней панели. Чтобы придать краям седла большей жесткости, нужно отбортовать его бока на 1 см вниз. Мягкую же часть сиденья можно выполнить из обычного толстого поролона. В качестве оббивки для всего этого лучше всего подходит кожа. При монтаже сидения необходимо установить на раме резиновые прокладки непосредственно под него.

Позаботитесь также о том, чтоб ваш самодельный байк в будущем мог максимально просто ставиться на ножку при стоянке. Для этих целей лучше выбирать боковую ножу, которая монтируется на левом лонжероне рамы и получает способность легко откидываться при наличии пружины.

К рулю должны примыкать не только зеркала заднего вида, рычаги, тросы, но и различные электроприборы, приобрести которые вместе с корпусом можно во многих местах. Красивее всего смотрятся приборы, что помещены в хромированные коробочки/цилиндры.

Как сделать мотоцикл своими руками максимально правильно нужно знать еще до установки рукоятки «газа» на руль. Последняя выполнена с небольшими точеными резиновыми колечками.

Не забудьте и об установке на самодельный байк указателей поворотов. Их отсутствие на мото может привести к возникновению различных опасностей в дороге. Дополнить классический набор световых приборов (фара, стоп, поворотники) можно, монтируя у передней фары маленькие фонарики. Дополнительную безопасность придаст и установка на самодельного железного коня дуг безопасности.

Важно помнить: делая мотоцикл своими руками, удостоверьтесь, что в будущем вы сможете поставить его на учет в органах дорожного контроля. Любые серьезные изменения в конструкции байка должны регистрироваться в ГАИ/ГИБДД.

Как собирают двигатели для мотоциклов БМВ?

Описание :
Процесс заводской сборки легендарного оппозитного мотора для мотоциклов BMW.

Как это работает (Мотоциклы).

Каждый мальчишка мечтает собрать свой собственный мотоцикл и прокатится на нем с ветерком, когда вырастет.

Чешский писатель Мартин Содомка разделяет страсть маленьких исследователей к механизмам. Специально для них он написал удивительную книгу «Как собрать мотоцикл».

И сегодня мы расскажем о ней.

Новая техническая сказка

Книга «Как собрать мотоцикл» - третья из серии технических сказок. Первые две - «Как собрать автомобиль» и «Как собрать самолет» - уже успели покорить сердца детей и родителей.

В новой истории у главных героев - мышонка Арни, воробья Билла и лягушонка Кристиана - новая затея. На этот раз они решили собрать мотоцикл.

История в книге простая и увлекательная. Как всегда, вместе с героями ребенок проследит весь процесс сборки мотоцикла, узнает, что у него общего с автомобилем, а также разберется в таких непростых механизмах, как амортизаторы, тормоза, сцепление, коробка передач и карбюратор.

И, кстати, книга - самый настоящий серьезный справочник. Но поданный так увлекательно, что воспринимается как сказка.

Вплоть до винтика

Уверены, если вы увидите книгу - пока не пролистаете до конца - не остановитесь. На каждой странице яркие, красивые, живые иллюстрации. А все изображения деталей - подписаны. Чтобы легко было разобраться, о чем идет речь.

А еще почти на каждой странице есть подробные схемы, которые рассказывают и показывают, как работает мотор, как устроено колесо, руль и подвеска. Посмотрите, как все подробно расписано - вплоть до винтика:

Просто о сложном

Мартин Содомка по образованию инженер и дизайнер, поэтому он точно знает толк в механизмах. К тому же он сам собирает ретро-автомобили: от первого до последнего винтика. И при этом очень хорошо разбирается в детской литературе и владеет собственным издательством.

Он блестяще сумел объединить свои технические знания и художественный талант и написать по-настоящему содержательно и просто о сложном.

Тексты в книге - на высоте. И интересно, и понятно:
- Смотри: это амортизаторы, - показал Карл. - Как и в автомобиле, они сглаживают вибрацию из-за неровностей на дороге, чтобы мотоцикл не скакал по ней, как горная козочка по холмам. Сверху амортизаторы крепятся к кронштейнам на раме, а снизу - к маятнику.

Законы физики

Книга действительно очень познавательная. Посмотрите, вот так выглядит только одна иллюстрации. Глядя на нее и читая текст, ребенок узнает:
- Что такое зажигание и как оно работает?
- Что такое аккумулятор и конденсатор?
- Как устроены фары?
- Чем управляет стоп-сигнал и многое другое.

Но это еще не все.
В книге не просто даются объяснения работы разных частей мотоцикла, но и раскрываются действия законов физики. Эти знания обязательно пригодятся в школе.

Книга «Как собрать мотоцикл» - по-настоящему радостный подарок для маленьких любителей техники, а также их пап. От технических сказок Мартина Содомки будут в восторге даже взрослые. А детям они помогут развить эрудицию и провести немало интересных вечеров. Не правда ли здорово уже в 5−7 лет разбираться в устройстве мотоцикла и законах физики? Знания, которые пригодятся на всю жизнь.


Что тут скажешь – книжка для «настоящих мужиков» с 6 летнего возраста. А если у папы есть мотоцикл и сын спит и видит, как бы его приручить – то вообще находка. Речь в ней идет о трех бесстрашных друзьях – мышонке Арни, воробье Билле и лягушонке Кристиане, которые только что вернулись из теплых стран на самолете, который сами же и построили. На этот раз они решили собрать настоящий мотоцикл и поучаствовать на нем в гонках. Названия разделов книги звучат совсем по-взрослому: «Барабанный тормоз с механичеким приводом», «Двигатель», «Коробка передач», «Схема электропроводки» и т.д. В каждом из них доходчиво описываются этапы сборки мотоцикла и наведены схемы строения его частей вплоть до мелких деталей. Мамы, листающие книгу, наверняка потеряются в море незнакомых слов (по крайней мере такие, как я, привыкшие ездить на мотоцикле мужа лишь в качестве пассажира). Зато у подрастающего поколения с технической жилкой все эти шарикоподшипники, втулки и кривошипно-шатунные механизмы вызывают благоговейный интерес и желание рассматривать картинки даже вместо мультиков.
Отдельного внимания заслуживает необычное оформление книги. Выглядит она так, будто пару месяцев валялась в гараже, кое-где потрепалась, кое-где заклеена скотчем, а где-то покрылась пятнами от мазута. Но, несмотря на визуальную ветхость, сделана книга очень добротно, с плотными матовыми страницами, твердой обложкой и прекрасными иллюстрациями, выполненными автором книги Мартином Содомкой цветными карандашами. Держать такое издание в руках – сплошное удовольствие независимо от типа мышления, технического или гуманитарного:)
В общем, твердая пятерка. Ласкава Роксолана, www.labirint.ru/reviews/goods/513343/


Купила эту книгу по рекомендации подруги. Как-то с девочками мне проще, а мальчику вечно мучаюсь какую книгу купить. Эта книга как говорится самое оно! Мой знакомый автомеханик посмотрел эту книгу и сказал, что вся информация в книге достоверна, и книга содержит много подробной и полезной информации об устройстве мотоцикла. Насчет возрастной аудитории данной книги, то книга оказалась интересной как маленькому ребенку 6 лет, так и взрослому ребенку 30 лет))) Сазонова Алиса, www.labirint.ru/reviews/goods/513343/

Купить на OZON.ru за 489

Как собрать мотоцикл?

Мотоцикл - средство передвижения, которое, возможно, уже более актуально, чем автомобиль. На мотоцикле можно избежать многочисленных и затяжных пробок. Но стоит учитывать, что содержать мотоцикл не так уж дешево. Ремонт "железного коня" может обойтись вам дороже, чем ремонт автомобиля.

Этап первый: разрабатываем идею будущего мотоцикла

Вы, конечно же, понимаете, что разновидностей мотоциклов существует великое множество. Прежде всего, определите класс вашего будущего мотоцикла. Именно это и послужит базой для выбора стиля и дизайна.

Не исключено, что вы полны свежих и креативных идей, которые прямо сейчас готовы воплотить в жизнь. Но дело в том, что с этим могут справиться только профессионалы. А если вы еще никогда не собирали мотоцикл, следует выбрать что-то попроще, что будет несложно воплотить в жизнь и потом преобразовать и усовершенствовать. Именно для этого выберите то, от чего вы будете отталкиваться при сборке вашего «коня».

На этом этапе необходимо полностью осознать идею будущего мотоцикла. Составить так называемый план действий. Вам необходимо продумать дизайн, форму мотоцикла, набор деталей, который вам понадобится для сборки, компоненты двигателя (его мощность) и прочее.

Этап второй: рисуем схему

На этом этапе нужно нарисовать схему будущего мотоцикла. Необязательно быть выдающимся художником, чтобы суметь нарисовать схему мотоцикла. Пусть это все будет очень условно, главное, чтобы вы перенесли свою идею на бумагу. Вообще, все идеи стоит зарисовывать и записывать на бумаге, поскольку, возможно, в процессе вы будете сами совершенствовать свои же идеи, и для того, чтобы ничего не забыть, все фиксируйте и зарисовывайте.

По готовой схеме можно составить масштабный чертеж, на котором рассчитать размеры деталей для мотоцикла (например, рамы). Для этого нам понадобится:

  1. простой карандаш;
  2. ластик;
  3. большая линейка;
  4. бумага (лучше использовать масштабную бумагу для черчения);
  5. метр (или рулетка) для проведения замеров деталей мотоцикла;
  6. калькулятор для проведения расчетов.

Будет полезно сделать не только общий чертеж мотоцикла, но и всех деталей в отдельности. Имея перед собой наглядную схему, вам будет проще ориентироваться во время сборки мотоцикла, что снизит риск возникновения ошибок. Так, впоследствии по готовому чертежу вы сможете проверить, все ли детали установлены верно, не забыли ли вы ненароком чего-нибудь.

Можно также нарисовать готовый мотоцикл и раскрасить его по цветам.

Этап третий: набор элементов

На этом этапе необходимо закупать или, возможно, найти все запчасти, такие, как:

  1. двигатель;
  2. колеса;
  3. рама;
  4. металлические трубы;
  5. подвеска;
  6. бак для топлива;
  7. глушитель.

Помимо основных элементов, понадобятся дополнительные детали и инструменты для

возможных доработок, например:

  1. молоток, кувалда;
  2. сварка (и, соответственно, электроды);
  3. гаечные ключи;
  4. набор отверток;
  5. разные шарнирно-губцевые инструменты (пассатижи, плоскогубцы);
  6. болтики, а к ним шайбочки и гайки;
  7. болгарка для отпиливания деталей;
  8. шпатлевальный набор;
  9. хорошая краска (лучше брать в баллончике, чтобы впоследствии не было подтеков) и ацетон;
  10. керосин для очищения деталей от ржавчины;
  11. мелкая проводка;
  12. наклейки для украшения "железного коня".

В общем, закупить необходимо все, что вы записали в своем списке на первом этапе, и, возможно, дописали в процессе создания образа мотоцикла.

Этап четвертый: сборка вручную

Если опыта у вас не очень много, возможно, с первого раза не получится собрать все,

как положено. Главное - не отчаиваться. Вы всегда можете попросить совета у специалистов, у тех людей, которые имеют дело со сборкой мотоцикла или просто знают его строение. Также в Интернете есть множество ресурсов, которые помогут вам разобраться в строении мотоцикла.

Мотоцикл ручной сборки называется «кастомный», что значит «пользовательский». Этот термин характеризует вид мотоцикла в качестве сборного, что говорит о том, что все детали подбирались вручную, и дизайн также является уникальной идеей - вашей или кого-либо другого.

Порядок сборки мотоцикла


Теперь, когда все проверено, вы можете выехать на вашем мотоцикле на улицу, попробовать проехать определенное расстояние. Не старайтесь сразу же выжимать максимум из своего мотоцикла. Приступайте к тестам понемногу. Если заметите посторонние шумы, возможно, транспортное средство собрано неправильно и требует дополнительной тщательной проверки. Не пускайте всё на самотек, поскольку это ваша же безопасность.

После успешных тестов вы можете заняться дизайном вплотную: раскрашивать ваш мотоцикл, как душе угодно, устанавливать дополнительные агрегаты и «примочки». Теперь ваш транспорт на ходу, удивляйте людей новыми идеями и гордитесь полученным результатом.

Теперь вы знаете, как собрать мотоцикл. Если следовать предложенной инструкции, то никаких проблем со сборкой возникнуть не должно. Будьте внимательны к деталям, ведь они не менее важны, чем основная сборка мотоцикла.

Детальная сборка описана в статье.

Конструирование мотоциклов - занятие не менее увлекательное, чем создание любых других транспортных средств. К тому же мотоцикл, представляющий собой, по сути, обнаженную концепцию самодвижущегося механизма, требует большей конструкторской изощренности, изобретательского дара и чутья хорошего механика. Предлагаю на читательский суд свои идеи по конструированию самодельных мотоциклов. Могу сказать, что некоторый опыт в такого рода работе у меня есть: на смотре-конкурсе «Мотосам-90» был представлен мой самодельный - восьмой по счету - мотоцикл, фотографию которого читатели журнала могли увидеть в репортаже со смотра в № 2 за 1991 год. На фотографиях, которые представлены на этих страницах,- еще три мотоцикла моей конструкции. Об одном из них - последнем и наиболее удачном - я и хочу рассказать читателям.

За тринадцать лет я сконструировал и построил двенадцать двухколесных машин. Все они существенно отличались друг от друга. Причем два мотоцикла были спроектированы с частичным использованием схемы монокока, и три - полностью безрамными, с несущим корпусом-монококом. Именно такому конструкторскому решению я сегодня и отдаю предпочтение: оно представляется мне наиболее надежным и выгодным с точки зрения прочности, культуры веса и эргономики.

Надеюсь, что мой конструкторский опыт может оказаться полезным для тех, кто собирается делать мотоцикл.

Итак, что представляет собой обычный мотоцикл рамной конструкции? Упрощая ответ, можно сказать, что это рама, топливный бак, инструментальные ящики, корпус воздухофильтра с глушителем шума впуска, глушитель шума выпуска, заднее крыло с кронштейном заднего фонаря и номера, основание седла, багажник, а также килограмм всевозможных болтов, гаек, втулок, шпилек, шайб и резинок, с помощью которых все перечисленное соединяется в единую конструкцию.

Если просуммировать массы этих узлов и агрегатов, то получится весьма внушительная величина. К тому же собранное все это воедино образует далеко не эстетично выглядящий «скелет», имеющий множество потайных мест, где неизбежно будет собираться абсолютно неудалимая грязь - избавиться от нее можно, только полностью разобрав мотоцикл.

Проходит год-другой - и начинают дребезжать инструментальные ящики, ползти трещины по заднему крылу, отваливается номер вместе с кронштейном… А если мотоциклист, не дай Бог, попадает хотя бы в легкую аварию или даже попросту падает? В этих случаях гнется рама, появляются вмятины на баке и инструментальных ящиках. Еще больше неприятностей доставляют огромные нижние глушители, цепляющиеся на поворотах даже за ровный асфальт и существенно снижающие проходимость на плохих дорогах.

Всех этих недостатков лишена двухколесная машина, спроектированная по конструкторской схеме «монокок». Такой мотоцикл представляет собой моноблочную сварную коробчатую конструкцию, выполняющую функции всех перечисленных выше деталей и узлов. Интересно, что пространственная коробчатая конструкция существенно более жесткая и прочная, чем классическая рамная (включая и дуплексные рамы). Использование схемы «монокок» в конструкции мотоцикла не только уменьшает массу двухколесного транспортного средства, но и приближает к земле центр тяжести мотоцикла. Происходит это за счет того, что в такой конструкции инструментальный ящик и аккумуляторный отсек располагаются в нижней части корпуса, а легкий воздухофильтр с глушителем шума впуска - в верхней там, где у классических мотоциклов располагается пробка топливного бака. Забор воздуха производится над рулевой колонкой - в этой зоне наиболее чистый, обеспыленный воздух. Внутри монокока может располагаться и глушитель шума выпуска, однако при этом должна обеспечиваться надежная теплоизоляция от топлива и подушки седла.

1 – зеркало заднего обзора, 2 - потайная пробка топливного бака, 3 - компенсационная камера амортизатора, 4 - амортизатор с ходом пи ока 120 мм, 5 - качающийся рычаг, 6 -толкающий рычаг, 7 - тормозная тяга, 8 - задняя часть корпуса с глушителем выпуска (с л е в а) и маслобаком (справа), 9 - задний указатель поворота, 10 - фонарь стояночного света и стоп-сигнал (сдвоенный), 11 - выхлопная труба (с л е в а), 12 - тормозной диск диаметром 300 мм, 13 - «ловушка» цепи, 14 - звездочка заднего колеса (z=37), 15 - маятник подвески заднего колеса, 16 -ведущая звездочка (z=15), 17 - педаль ножного тормоза, 18 - рычаг задающей коробки передач, 19 - барабан лебедки, 20 - глушитель – резонатор, 21 - направляющая скоба троса лебедки, 22 - диск переднего тормоза диаметром 300 мм.

Рис. 2. Компоновка корпуса-монокока. Величина ячейки масштабной сетки - 100×100 мм.

На рисунках 1 и 2 - мой мотоцикл «эндуро» и его корпус-монокок с задней подвеской и защитной рамой двигателя. Масса монокока составляет всего лишь 23 килограмма, а полезный объем такого корпуса - около 56 литров, из них на топливные баки приходится 41 л (больше, чем у «Жигулей»!), полностью используется и оставшийся объем корпуса. При этом мотоцикл не выглядит громоздким. Напротив, он имеет сравнительно небольшие габариты - в частности, база машины составляет всего 1350 мм (меньше, чем у любого ижевского мотоцикла).

Надо сказать, что изготовить корпус-монокок ничуть не сложнее, чем сварить хорошую раму и оснастить ее всеми навесными деталями. Надо только строго придерживаться заранее разработанной технологии, чтобы все детали хорошо стыковались, и их было бы удобно сваривать.

Прорисовывая конструкцию корпуса, позаботьтесь о том, чтобы обеспечить удобную посадку водителя - это особенно важно для мотоциклов типа «эндуро»,- а также безопасность перемещений мотоциклиста, удобство движений в положении сидя, в стойке и в оттяжке.

После выбора оптимального, на взгляд конструктора, компоновочного решения следует вычертить весь мотоцикл в натуральную величину - изобразить вид сбоку, сверху, спереди и сзади, а также прорисовать наиболее характерные сечения. Чем подробнее чертежная документация, тем проще пойдет дальнейшая работа по изготовлению двухколесной машины.

Двигатель рациональнее всего размещать непосредственно на оси маятника. При этом реакция от натяжения цепи привода замыкается непосредственно на маятник. А она далеко не маленькая - иной раз достигает предела прочности цепи на разрыв, то есть почти двух тонн! Крепить мощный и не слишком хорошо уравновешенный двигатель «Иж-Планета» (а также все кроссовые моторы) необходимо с помощью сайлент-блоков или резиновых подушек. Нужно лишь учитывать, что цепь не только тянет двигатель назад, но и разворачивает его в горизонтальной плоскости за счет несимметричного расположения цепи.

В работе по созданию корпуса-монокока очень удобно пользоваться методом объемного макетирования. При этом ма-‘ кет корпуса собирается из картонных заготовок, которые соединяются с помощью полосок бумаги и клея. В процессе изготовления макета, как правило, возникают изменения в конструкции корпуса, поскольку далеко не все можно предусмотреть в плоских чертежных проекциях. Одновременно с макетированием корпуса желательно прорабатывать технологическую карту его сборки - это обеспечит удобство сварочных работ. Необходимо при этом учитывать возможное коробление металлических заготовок при сварке корпуса при неравномерном нагреве. Имейте в виду, что детали, на которые крепятся маятник и рулевая колонка, привариваются в последнюю очередь. При необходимости следует произвести их подгонку к корпусу для того, чтобы на готовом мотоцикле плоскости колес совпадали с плоскостью симметрии корпуса-монокока.

Готовый объемный макет разрезается по местам склейки, и картонные выкройки элементов монокока нумеруются: именно по этим выкройкам будут вырезаться заготовки из стального листа соответствующей толщины - от 1,2 до 1,5 мм. Проще всего делать это с помощью зубила на массивной наковальне.

Сварку следует производить в строгом соответствии с технологической картой. Чтобы швы выглядели аккуратно и были прочными, кромки свариваемых деталей следует слегка отгибать, как это показано на рисунке 3.

Для обеспечения достаточной прочности корпусу-монококу целесообразно в его конструкцию ввести дополнительные усилители, отбортовки, ребра жесткости. Например, рулевая колонка на моем мотоцикле и поперечная балка жесткости, к которой приварен кронштейн единственного амортизатора задней подвески, дополнительно соединяются стальной трубой прямоугольного сечения 25×40 мм. Ко всему, внутри этой трубы удобно размещать электропроводку и тросы управления мотоциклом.

Конструкция глушителя шума впуска существенно влияет на мощность двигателя и его моментную характеристику. Чем больше его объем, тем, соответственно, легче «дышит» двигатель, тем меньше пульсации воздуха в фильтре, а значит, и меньше шума. Специалисты рекомендуют закладывать величину объема глушителя не менее 20 рабочих объемов двигателя. Тракт от воздухофильтра к карбюратору должен быть плавным, исключающим завихрения воздушного потока, которые ощутимо снижают мощность мотора.

После сварки корпус-монокок проверяется на герметичность - сначала водой, а затем чистым бензином. При отсутствии течи сварочные швы промазываются изнутри жидким эпоксидным клеем - он заполнит мелкие поры, свяжет кусочки шлака и капли металла - это особенно важно для глушителя шума впуска.

Задняя подвеска - маятникового типа, с консольным креплением колеса. Ход колеса - около 260 мм. Шарнир маятника - на шарикоподшипниках с уплотнением сальниками. Натяжение цепи - с помощью эксцентрика. Дисковый тормоз имеет механический привод.

Передняя подвеска - на базе вилки от кроссового мотоцикла СZ-516. Колесо- под шину в 21 дюйм, привод тормозных колодок дискового тормоза - гидравлический.

Мягкая подушка седла приклеивается непосредственно к корпусу-монококу, а чехол из искусственной кожи крепится к нему винтами впотай.

Хотелось бы предупредить читателей, не обладающих достаточным опытом конструирования мототранспортных средств, что создание самодельных двухколесных машин - дело весьма сложное. В этом материале я попытался рассказать о своей работе и тех идеях, которые я считаю перспективными для любительского мотоциклостроения. Однако начинающим мотостроителям я бы категорически не советовал на основе этого материала браться за создание мощной машины. Может быть, лучше начать с мототехники попроще. Ведь я шел к монококу, создав более Десятка промежуточных конструкций…

Алексей ГАРАГАШЬЯН, Санкт-Петербург

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Как сделать мотоцикл?

Изготовление мотоцикла своими руками включает в себя несколько этапов: подготовка, подбор деталей, создание чертежей и непосредственно сборка. Каждый из этих этапов крайне важен, потому как влияет на конечный результат. Поэтому внимательно изучите особенности и нюансы изготовления мотоциклов. Чтобы эксплуатировать самодельное устройство в черте города, его нужно будет зарегистрировать. Начинать работы следует с подготовки необходимых инструментов и материалов.

Материалы и инструменты

Для того чтобы сделать мотоцикл своими руками вам понадобятся:

  • старый велосипед;
  • топливный бак;
  • глушитель;
  • двигатель;
  • болгарка;
  • сварка;
  • молоток;
  • различные ключи;
  • хомуты;
  • отвертки;
  • болты, гайки и шайбы;
  • шпатлевка, грунтовка, краска по металлу.

Определившись, каким вы хотите видеть свой новый мотоцикл, изучите законодательную базу для технических средств индивидуальной сборки.

Изучение технических требований

Для начала вам придется изучить «Технические требования к мопедам, мотороллерам и мотоциклам, изготовленным в индивидуальном порядке». Это основополагающий документ, если ваше транспортное средство не будет выполнено в соответствии с ним, вы не сможете использовать его для передвижения по улицам населенных пунктов. Этого свода правил можно не придерживаться, если вы планируете ездить по двору собственной дачи, во всех остальных случаях будьте аккуратны и действуйте с оглядкой на указания законодательства.

Вот, например, некоторые требования к техническим характеристикам:

  • все детали должны быть серийного производства (для регистрации);
  • детали должны быть только от мотоциклов и мопедов (т. е. не автомобильными);
  • мощность двигателя не может быть меньше 12 л/с и больше 60 л/с на тонну транспортного средства.

Кроме того, есть требования к прочности рамы, однако этот показатель зависит уже от веса конструкции.

Если в вашем распоряжении окажутся подержанные детали, их нужно будет предварительно подготовить.

Подготовка деталей для мотоцикла

Изначально вам необходимо решить, из чего вы будете делать свой агрегат. В предложенном варианте ваш мини-мотоцикл будет состоять из велосипеда (который нужно избавить от педалей), двигателя от мопеда, глушителя и топливного бака.

Все составляющие нужно предварительно подготовить:

После того как закончите подготовку деталей, сделайте чертежи будущего транспорта, это поможет вам сэкономить время во время сборки.

Как сделать чертеж мотоцикла

Необходимо создать хорошие чертежи модели аппарата, каждой детали в отдельности и чертеж агрегата в разрезе. Все они вам понадобятся, чтобы правильно собрать мотоцикл и зарегистрировать его в дальнейшем.

Чтобы вам удобнее было делать чертежи, воспользуйтесь этими советами:

После выполнения всех предварительных этапов можно приступать к сборке вашего технического средства.

Чтобы собрать все части мотоцикла выполните следующие действия:

Увидеть результат создания мотоцикла на базе велосипеда вы можете, просмотрев видео на этой странице.

Изготовленный самостоятельно мотоцикл всегда будет единственным в своем роде, уже отмечено многими мастерами, что даже если один человек пытается создать два совершенно одинаковых технических средства - они все равно получаются индивидуальными.