Из сеней дверь вела прямо на кухню (1) к левой стене (2) которой (3) прилепилась одним боком большая русская печь. Универсальная и истинная ценность людей О чеховском рассказе

Теоретические и описательные исследования

В.В. Глебкин, А.В. Аляпкина, Е.Н. Беспалова

Перцептивные портреты абстрактных понятий («счастье», свобода», «беда»)

Теория концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона в последние десятилетия стала одним из наиболее обсуждаемых сюжетов в когнитивной лингвистике. Данное исследование выполнено в рамках обозначенного Лакоффом и Джонсоном проблемного поля. Его цель состоит в том, чтобы на материале категорий счастье, свобода, беда описать перцептивные портреты абстрактных понятий, т.е. системы перцептивных образов, которыми данные понятия представлены в языке. Полученные результаты открывают перспективу для типологизации перцептивных портретов, т.е. для типологического соотнесения отдельных классов абстрактных понятий с перцептивными кластерами, им соответствующими.

Ключевые слова: перцептивный портрет, концептуальная метафора, счастье, свобода, беда.

Введение

Теория концептуальной метафоры занимает одно из определяющих мест в современной когнитивной лингвистике. Ставшая уже научным бестселлером работа Дж. Лакоффа и М. Джонсона1, в которой эта теория была впервые изложена, породила широкий спектр исследований, уточняющих ее, развивающих или оспаривающих отдельные ее положения, подвергающих эти положения экспериментальной проверке (в данном контексте следует выделить работы Джонсона2, Лакоффа3, Герартса и Гронделарса4, Лакоффа и Джонсона5, Ковечеша6, Гиббса7; критический анализ теории см. работе Глебкина8; из отечественных авторов, высказывавших близкие идеи, можно упомянуть В. А. Успенского9 и В.Н. Романова10). Не вдаваясь здесь в обсуждение теоретических и методологических

© Глебкин В.В., Аляпкина А.В., Беспалова Е.Н., 2014

деталей, суть теории в целом можно сформулировать следующим образом: репрезентация абстрактных объектов в языке и их понимание носителями языка осуществляется посредством концептуальных метафор, связывающих абстрактные категории с перцептивно воспринимаемыми процессами и явлениями; сталкиваясь с абстрактным понятием, носитель языка бессознательно «запускает» нейронные цепи, соответствующие его перцептивному аналогу. Лакофф и Джонсон выделили целый ряд базовых метафор, играющих значимую роль в выстраивании «мостов» между перцептивно воспринимаемой и абстрактной областями: метафора контейнера (Я не нахожу смысла в твоих словах; страх прочно поселился в его душе), ориентационные метафоры (это подняло мое настроение; я упал духом), метафора баланса (его аргументы имеют больший вес) и т.д. Важно подчеркнуть при этом, что, несмотря на использование в отдельных работах метафор, не связанных непосредственно с перцепцией, в качестве базовых (например, время - деньги11), авторы настаивают на том, что базовые метафоры опираются на восприятие физических объектов органами чувств12. Другими словами, человек в их модели рассматривается как физическое тело, а его соцокуль-турная составляющая игнорируется в анализе (различные подходы к дополнению теории концептуальной метафоры социокультурной составляющей см. в работах Герартса и Гронделарса13; Ковечеша14; Глебкина15). Еще одна особенность подхода Лакоффа-Джонсона (разделяемая, заметим, большинством исследователей, работающих в заданной ими парадигме) состоит в том, что авторы исходят в своем анализе из конкретных метафор, а не из объектов, которые эти метафоры описывают. Другими словами, они выделяют в качестве базовой траекторию «метафора - совокупность описываемых ею объектов», а не противоположный ей путь «объект - совокупность описывающих его концептуальных метафор».

Цель данной статьи состоит в том, чтобы использовать вторую из указанных возможностей и посмотреть, какие типологические модели применяются для описания отдельных абстрактных понятий и как эти модели связаны с характерными чертами данных понятий.

Структурно оформленную совокупность концептуальных метафор, относящихся к некоторому понятию, мы будем называть его перцептивным портретом16. Примером такого перцептивного портрета является анализ понятий идея и мысль в монографии Глебкина17. В данной статье по аналогичной модели осуществляется анализ понятий счастье, свобода, беда18. Также в ней предлагаются некоторые обобщения, требующие дальнейшей разработки и уточнения.

Перцептивный портрет понятия счастье

1. Счастье может наделяться характеристиками материального объекта.

1.1.1. Имеет определенный размер: огромное счастье, большое счастье, безмерное счастье, громадное счастье, малое счастье. С одной стороны, малое счастье малого, неведомого коломенского чиновника, напоминающего смиренных героев Достоевского и Гоголя, простая любовь простого сердца, с другой - сверхчеловеческое видение героя (Д. С. Мережковский. Пушкин19); Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам (А. И. Куприн. Гранатовый браслет).

1.1.2. Имеет форму, внешний вид. Не знаю, как выглядит счастье, - подумал он, - мне сорок лет, и я не уверен, что почувствую, если хотя бы частица его встретится на моем пути (Сергей Довлатов. Ослик должен быть худым (Сентиментальный детектив); Другое дело, он фанатически отстаивал свои упорные одинокие занятия, тишину и затворничество, прогоняя от себя любящих, понимая плоское счастье как мышьяк, сторонясь его и из того уже извлекая дополнительную выгоду для писательства, приправу одиночества*20 (Н. Климонтович. Далее - везде).

1.1.3. Имеет запах. Осень, и аромат клена, и теплый мужской запах от Ромкиного пиджака соединились в запах счастья (О. Зуева. Любишь меня, а целуешь другую?).

1.1.4. Имеет вес и внутреннюю структуру, допускает отделение отдельных частей. Однажды он сказал Ази: «Во сне легче переносить счастье» (Ю. Буйда. Рассказы о любви); Он связан с ощущением легкого и безмятежного счастья, какое бывает в детстве и в редкие «взрослые» моменты, когда воспринимаешь все как в первый раз (С. Слюсарев. Болезнь можно высмеять и выплакать или тренинг, возвращающий чувства); Счастье тоже бывает разное, мое - темное и тяжелое счастье от Вас* (Н.Н. Пунин. Письма А.А. Ахматовой); Счастье он убогим кусками отваливает, нашелся тоже мне Мессия (Д. Симонова. Без Россини).

1.1.5. Имеет цвет*. Голубое счастье нам открыто, и в голубом счастье тонут, визжат, и кружатся, и носятся - ласточки... (Андрей Белый. Луг зеленый); Если бы жизнь и люди могли улучшиться мгновенно, это было бы золотое счастье, но этого быть не может! (М. П. Арцыбашев. Санин).

1.2. природным образованием (гора, холм и т.д.), территорией. Тот самый, что перевернул мою жизнь, что вознес меня на вершины счастья и дал мгновения не сравнимой ни с чем гордости и одновременно швырнул в пучины ужаса (З. Юрьев. Смертельное бессмертие); ... бессонный пограничник бессонно охранял рубежи нашего счастья (Н. Климонтович. Дорога в Рим).

1.3. вещью, включенной в отношения собственности, купли и продажи (в т.ч. одеждой, предметом интерьера). Опять же - оно и деньги-то хранить на теле жутко, а счастьем владеть еще страшей... поминутно трястись со страху: не потерять бы! (Л. М. Леонов. Вор); Я не только приобрел счастье, не только сделал тебя счастливою, но не пожертвовал на это ни одной копейки из своего душевного капитала; я вполне сохранился и далеко не филистер (А. О. Осипович (Новодворский). Эпизод из жизни ни павы, ни вороны); Зачем ты украла мое счастье? Куда дела? (В. М. Дорошевич. Сказки и легенды); «Как идёт счастье чел овеку, - думал Скворцов. - Как она сейчас хороша»* (И. Грекова. На испытаниях); Может быть, дед решил, что пришло время обновлять счастье* (Фазиль Искандер. Лошадь дяди Кязыма).

1.4.1.1. Руки. Счастье не бывает, когда все сразу. У счастья всегда руки в крови (А. Терехов. Коммуналка).

1.4.1.2. Ноги: счастье приходит и уходит, пошатнувшееся счастье. Вот оно счастье, вот оно идёт, подходит всё ближе и ближе, я уже слышу его шаги (А. П. Чехов. Вишневый сад).

1.4.1.3. Лицо, глаза, рот. Теперь, когда счастье ему посмотрело в глаза, дохнуло на него, он со всей остротой измерил жизнь, что досталась ему (В. Гроссман. Все течет); Боевое счастье улыбалось Вам, росла слава, и с ней вместе стали расти в сердце Вашем честолюбивые мечты. (А. И. Деникин. Очерки русской смуты).

1.4.1.4. Крылья. Умный красавец утешал своих товарищей, и, когда те указывали на счастливых товарищей женатых, говорил им, что у счастья крылья орлиные, а нрав женский: сейчас только на месте - вздумало, вспорхнуло и улетело (Н.А. Полевой. Иоанн Цимисхий).

1.4.2. Рождается и умирает, имеет возраст. Как не провожать человека, который приехал с тем, чтобы нарушить

спокойствие и погубить счастье целой семьи! (Л. Н. Толстой. Крейцерова соната); И от этих слов его хрупкое счастье умерло в нем (Ю. Петкевич. Живые цветы зимой); Я равнодушно приветствовал твое молодое счастье... короткое, жалкое счастье нескольких дней* (А. В. Амфитеатров. Зоэ).

1.4.3. Совершает волевые и когнитивные акты, испытывает эмоции, реализует характерные для людей коммуникативные сценарии. Я все арии из опереток прямо наизусть знаю. «Помнишь ли, как счастье нам улыбалось?» - пропела она ему на ухо (И. Грекова. На испытаниях); Самый заурядный из заурядных людишек, а счастье выбрало именно его (Д.Н. Мамин-Сибиряк. Приваловские миллионы); А впрочем, и на Голо-даевке тебя не бог весть какое счастье ожидает (А.И. Свирский. Рыжик); Они дали концерт, но счастье их обмануло, и скоро кон-цертисты рассеялись бог весть куда, за исключением Сусликова, попавшего в оркестр к одному знатному барину (Д.В. Григорович. Капельмейстер Сусликов).

1.5. растением, плодом растения, иметь вкус. В.И. Немирович-Данченко трактует любовь Елены и Париса как гимн расцветающего счастья, как песню свободной, глубокой человеческой страсти (М. Миринго. Поучительный поединок. «Прекрасная Елена» в театре им. Немировича-Данченко); И столько причин для страхов и волнений, что тем слаще незаконное счастье: просто быть вдвоем (И. Ратушинская. Одесситы); И так как это счастье приходит не от какой-либо внешней причины, как это бывает с нашим мелким и хрупким мирским счастьем, которое исчезает вместе с исчезновением причины, его вызвавшей, и не связано ни с чем в нашем мире, но в то же время есть радость обо всем, это счастье должно быть плодом присутствия, пребывания в нас Кого-то, Кто Сам есть Жизнь, Радость, Красота, Полнота, Благословение (Протопресвитер А. Шмеман. Водою и духом).

1.6. напитком. И я пью жадно, не размышляя, пью без сознания, пью мое счастье точно из губ самой жизни... (Н.И. Пунин. Дневник. 1923 г.)

2.Счастье может уподобляться стихии, физической субстанции.

2.1.Водная стихия: захлебываться от счастья, счастье брызгало из глаз, счастье переполняет, счастье нахлынуло. Левочка говорил, что он часто, глядя на то, как поправляется Ванечка, захлебывался от счастья... (Т. Л. Сухотина-Толстая. О смерти моего отца и об отдаленных причинах его ухода); Марта и Франц глядели, обнявшись, как он исчезает и когда, наконец, что-то чмокнуло, и на воде остался только расширяющийся круг, - она поняла, что,

наконец, свершилось, что теперь дело действительно сделано, и огромное, бурное, невероятное счастье нахлынуло на нее (В.В. Набоков. Король, дама, валет).

2.2. Газообразная субстанция (напр., воздух). Дышало счастьем все вокруг, но сердце не нуждалось в нем (И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе).

3. Счастье может представляться нам как некое событие, действие, имеющее длительность21: вечное, продолжительное, временное, сегодняшнее, минутное счастье; кончилось счастье; счастье недолго продолжалось; будущее/былое счастье. Счастье, которое происходило у него на глазах, казалось ему до такой степени невозможным, до такой степени нереальным, что он даже не шевелился, стараясь как-нибудь нечаянно не проснуться у себя дома или на сеновале у бабки Дарьи, и чтобы все это не улетучилось в один миг, как несбыточная мечта, как самый удивительный, самый волшебный сон* (Андрей Геласимов. Степные боги); Когда учишься в выпускном классе, кажется, что счастье будет длиться целую вечность (Андрей Геласимов. Фокс Малдер похож на свинью); Никогда не забуду, как в одном из своих первых интервью Женя Кисин ответил на вопрос, что такое счастье: «Счастье - это мгновение и вечность» (С. Спивакова. Не все).

4. Следует особо подчеркнуть, что счастье не предстает в своих перцептивных образах как самодостаточная реальность, оно включено в сложную систему различных (пространственных, коммуникативных и т.д.) отношений с другими сущностями. Укажем, наряду с приведенными выше примерами, что оно может быть близким и далеким, что к нему можно идти, стремиться, искать его и т.д. Это тема торжества молодого поколения, которое смело идет к счастью; ему не грозят внутренние конфликты, омрачившие жизнь старшего поколения (М.М. Морозов. Вильям Шекспир); Ищет женское счастье, а находит то швабру, то гирю, то чемодан (Е. Гу-байдулина. Крокодилы и женское счастье).

Перцептивный портрет понятия свобода22

1. Свобода может наделяться характеристиками материального объекта.

1.1. Обладает внешними предметными характеристиками.

1.1.1. Имеет определенный размер: огромная свобода, большая свобода, небольшая свобода. Сочетание различных сти-

лей даёт большую свободу в исполнении замысла. (Н. Щербатов-Коломин. Березовое чудо); Испугаются той небольшой свободы, которую дали, и подвинтят гайки (З. Масленникова. Разговоры с Пастернаком).

1.1.2. Имеет форму, внешний вид, может иметь оборотную сторону (как медаль, монета или одежда). У старика, действительно, фаэтон, сын жужжит над ухом, сломано, передок плохой, думаю - есть у тебя невеста или едете по воскресеньям в церковь, жарко, лень, жалко, всадники рыщут, так выглядит сначала свобода (И.Э. Бабель. Конармейский дневник 1920 года); Взгляды вообще линейны и воплощаются всегда в гвозди, а свобода круглая, похожа на велосипедные стальные шарики, на которые опирается все движение человеческой души* (М.М. Пришвин. Дневники); Но у этой свободы есть и обратная - страшная - сторона. (С. Борисов. Покушение на будущее).

1.1.3. Имеет запах. Так очень громко говорит он сам себе, убеждая и успокаивая, счастливый, захмелевший от пива, от прекрасного, нереального, полузабытого запаха вокзала; дивного запаха гари, сухого гравия, пирожков, туалетной карболки, машин, тройного одеколона, пота, спешки, неповторимого, пряного, с легкой горчинкой запаха свободы (В. Амлинский. Мальчишки без девчонок).

1.1.4. Имеет вес и внутреннюю структуру, допускает отделение отдельных частей. От легкой свободы, от нечего делать он принимался сравнивать Житомир с Одессой: дома и улицы, редких женщин, небо в лиственной опушке (Д. Маркиш. Стать Лютовым. Вольные фантазии из жизни писателя Исаака Бабеля); Свобода куда более тяжелая ноша, чем добровольный страх (А. Яковлев. Омут памяти); Вступая в Дозор я знал, что теряю часть свободы (С. Лукьяненко. Ночной дозор).

1.1.5. Имеет цвет*. Где бы одни узники не охраняли бережно третьих узников - и самих себя - от излишнего, смертельно опасного глотка голубой свободы (Г. Владимов. Верный Руслан); Этот был изгибистый и корявый, точно кланялся направо и налево прямым и белым, чтобы не задушили и пропустили на синюю свободу (С.Н. Сергеев-Ценский. Лесная топь).

Если говорить о конкретных классах, то этот объект может быть

1.2. природным образованием (гора, холм и т.д.), территорией. Чудо было явное, и Андрюша теперь на вершине свободы, возможной для святого человека* (Г.И. Успенский. Наблюдения одного лентяя); Дело не в том, что свобода другого является границей нашей свободы (Б. Гройс, С. Бойм. О свободе); Каждый зна-

ет пределы отведенной ему свободы и не тяготится ее рамками (В. Горбачев. Концепции современного естествознания);

1.3. артефактом, вещью, включенной в отношения собственности, купли и продажи (в т.ч. одеждой, предметом интерьера). Она может быть подлинной и неподлинной, ее можно отдать, продать, купить, потерять, искать, ею можно обладать, подарить кому-нибудь, она имеет цену. Получив любое количество свободы, толпа готова отдать свободу первому, кто пообещает вернуть ей чувство единства и силы (И. Ионов. Империя и цивилизация); Неужели ты считаешь возможным, чтобы я продал свою свободу за какие-то вонючие миллионы? (А. Ким. Белка); Развратный старик видит невиновность её в краже и предлагает продажей чести купить свободу (А.И. Герцен. Сорока-воровка); Он готов сражаться, он отомстит и наконец-то подарит людям долгожданную свободу (коллективный. Рецензии на фильм «V значит вендетта»); Единственная свобода, которой он обладает, - это свобода сказать «Вау!» (В. Пелевин. Generation «П»); И точно так же свободы утрачиваются. Если сегодня мы лишимся одной свободы, за этим завтра последует другая утрата (В.В. Шульгин. Последний очевидец); Неужели его свобода была дороже авторитета партии? (А. Солженицын. В круге первом); Прощай Коктебель. Прощайте пиры. Прощай чехословацкое похмелье. Прощай, фальшивая свобода. Прощай нестойкий резистанс. Оранжерея корнеплодов. Хранилище опасных станц (В. Аксенов. Таинственная страсть).

1.4. живым существом (в том числе, птицей, человеком) .

1.4.1. Имеет внешние признаки живого существа.

1.4.1.1. Руки. Вы идете в бой не во имя исполнения договора наших самозванных правителей с союзниками, спутывающих цепями руки русской свободы (В. А. Каверин. Девять десятых судьбы).

1.4.1.2. Ноги. Вот так приходит свобода и кладет на тебя ноги (С. Осипов. Страсти по Фоме).

1.4.1.3. Сердце. Совпадение это не случайность, а закон исторической и психологической необходимости, ибо в государстве, где нарушена свобода национальная, поражена в самое сердце и свобода политическая; ибо у личности нет более ценных и дорогих прав, чем права национальные (М.А. Славинский. Русская интеллигенция и национальный вопрос).

1.4.1.4. Горло. Народы большого стиля в судные часы своего бытия никогда не боялись и всегда дерзали, становясь на горло собственной «свободе», сознавать себя «рабами» заданной им вели-

кой цели* (Н. В. Устрялов. О революционном тягле); Разговоры про свободу сейчас на руку тем, кто свободу как раз душил и хочет душить дальше (Д. Быков. Орфография).

1.4.1.5. Лицо. Знаете, - пред лицом свободы как-то уж недостойно мелких жуликов ловить (М. Горький. Жизнь Клима Сам-гина).

1.4.1.6. Г л а з а. Но не лучше ли взглянуть самим в глаза своей свободе? (Л.К. Чуковская. Александр Солженицын).

1.4.1.7. Крылья. Беда ли то хлопает крыльями, или, наконец, свобода? (Б.Л. Горбатов. Возвращение).

1.4.2. Рождается и умирает, имеет возраст, может рождать сама, вовлечена в характерные для живого существа физиологические процессы (напр., дыхание). Мы стояли, как каменные, и только тут поверили по-настоящему, что старый режим кончился и народилась молодая свобода в полной форме (А. Веселый. Россия, кровью умытая); Подлинная свобода умирает, а на ее месте воцаряется фальшивая, ложная свобода - беспринципная вседозволенность (В. Карпунин. «Христианство и философия»); Закон не создал ни одного великого человека, лишь свобода рождает великие порывы (А. Бондарук. Свобода); А если мужчина на всю жизнь связан с одной женщиной, они не чувствуют в нем этого дыхания свободы (И.Ефимов. Суд да дело).

1.4.3. Имеет национальность. И не потому лишь, что полковник Вятского полка обернется единомышленником генерал-лейтенанта Бенкендорфа, а потому, что казненный первенец русской свободы встанет из могилы предтечей гранитного регулировщика - там, на известной московской площади (Ю. Давыдов. Синие тюльпаны).

1.4.4. Совершает волевые и когнитивные акты, испытывает эмоции, реализует характерные для людей коммуникативные сценарии Свобода всегда больше говорила моему сердцу, чем равенство (Н. А. Бердяев. Автобиография); Там царит истинная свобода, пусть это и свобода дна (С. Борисов. Покушение на будущее) И вот тут действительно свобода должна понудить нас к действию, к выбору, к непрестанному творчеству (митрополит Антоний (Блум). О послании Патриарха Алексия к молодежи); Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести - это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни, особенно современной (Д. Лихачев. О русской интеллигенции).

1.5. растением, плодом растения, иметь вкус. Виня во всем советские дурдомы, в которых расцветает свобода, и те-

ряя драгоценное время между бесконечными появлениями желтого плаща (А. Геласимов. Рахиль); В конце лета советские танки вторглись в Чехословакию и раздавили молодые побеги свободы, рожденные весной того года - «Пражской весной» (Г. Горелик, А. Сахаров. Наука и свобода); При этом плодами свободы - от относительного товарного изобилия до возможности «свое суждение иметь» и выражать его публично - мы пользовались вовсю (А. Нем-зер. Замечательное десятилетие); Разве не замечательно, как эти древние народы уловили, что подлинная свобода - это такое взаимное отношение, в котором царствует взаимная любовь, где ни один не порабощает другого? Такая свобода и есть плод любви. Но какой любви? (митрополит Антоний (Блум). Встреча с Богом Живым); Вкусив сладкого плода свободы, я утратил теперь всякую способность переносить какое бы то ни было ярмо (П.И. Чайковский. Переписка с Н.Ф. фон-Мекк)

1.6. напитком. Опьянев от долгожданной свободы, Сергей вдребезги разбил скрипку... (В. Запашный. Риск. Борьба. Любовь).

2. Свобода может уподобляться жидкой или газообразной среде, стихии. Призрак оттепели летал над страной, легкий ветерок свободы гулял в наших головах (А. Ма-каревич. Все очень просто); И сказали они тем молодым, что пошли за ними: дышите свободой и поклянитесь именем убитых нами же предков, что сладкий воздух свободы - это навсегда (А. Яковлев. Омут памяти); И вдруг нас подхватил разрывающий легкие ураган свободы (С. Довлатов. Зона); Эта нахлынувшая свобода, пусть даже смешное ее подобие, дыхание естественной жизни передались от героев артистам, им неслучайно свежо игралось и вольно жилось на родных подмостках (Л. Зорин. Медный закат) «Супчик» был составной частью свободы, омывающей его теперь со всех сторон, в нем расцветали безграничные возможности для личной воли, разложенные в свою очередь, как радуга, на множество составляющих, каждая из которых была связана с возможностью свободного выбора, словно с путешествием, предпринятым в юности... (И. Полянская. Тихая комната).

3. Свобода может представляться нам как некое событие, действие, имеющее длительность. Глупая горячность отца и еще более глупые придирки матери давно уже научили этого ребенка быть скрытным и сдержанным; в то же время полная свобода, настававшая для него в промежутки времени между периодически повторяющимися взрывами брани, давали ему возможность делать что угодно (А.К. Шеллер-Михайлов. Лес рубят - щепки летят); Знал бы тогда, бросился бы в тайгу, в

любое зимовье, чтобы продлить на часы, на минуты нашу свободу (А. Приставкин. Вагончик мой дальний).

4. Так же, как и в случае счастья, особо подчеркнем, что свобода в своих перцептивных образах включена в сложную систему различных (пространственных, коммуникативных и т.д.) отношений с другими сущностями. Наряду с приведенными выше примерами можно отметить, что она может быть близкой и далекой, что к ней можно идти, искать ее и т.д. У Плотина, в те моменты, когда в порыве и крайнем напряжении всех душевных способностей ему удается на мгновение свалить с себя придавивший его разум, всегда является благословенное - внезапно, как вестник желанной, хотя

далекой свободы (Л. И. Шестов. Афины и Иерусалим); Я иду к своей свободе, и каждый мой шаг приближает меня к ней (В. Соловьев. Три еврея, или Утешение в слезах).

Перцептивный портрет понятия беда

1. Беда может наделяться характеристиками материального объекта.

1.1.Обладает внешними предметными характеристиками.

1.1.1. Имеет определенный размер: огромная беда, большая беда, небольшая беда, беда невелика. Я не думаю, чтобы из этого вышла большая беда (З. Н. Гиппиус. Задумчивый странник (о Розанове)).

1.1.2. Имеет форму, внешний вид. И Альма заскулила, поняв, что беда выглядит так (Г. Горин. Сказка про собаку, которая прожила триста лет); И прочие появились из глубины своих матерей среди круглой беды, потому что матери их ушли от них так скоро, как только могли их поднять ноги после слабости родов, чтобы не успеть увидеть своего ребенка и нечаянно не полюбить его навсегда* (А.П. Платонов. Чевенгур).

1.1.3. Имеет запах. Когда мы вошли в зал, я почувствовал запах беды (А. Медведев. Территория кино); Часам к четырем дня атмосфера начинала сгущаться, в воздухе пахло бедой (В.А. Солоухин. Капля росы).

1.1.4. Имеет вес и внутреннюю структуру. Солженицын произнес короткую, но сильную речь, бросая в толпу чеканные и точные фразы: «Россия сегодня в большой, тяжелой, многосторонней беде, и стон стоит повсюду» (Р. Медведев. Возвращение Солженицына); А ведь вода была только частью беды, может быть, ничтожной частью (М. Зощенко. Перед восходом солнца).

1.1.5. Имеет цвет: черный, темный. И вот оттуда, где была мать, замаячила черная беда (В. Шукшин. Змеиный яд); Угрюмая, темная беда коверкала каторжных людей, превращала их в нелюдей (В. Гроссман. Все течет).

Если говорить о конкретных классах, то этот объект может быть

1.2. территорией, пространственной областью. Искусство виделось единственной возможностью сберечь духовные ценности, увести за пределы беды тех, кто способен его слышать, кому, может быть, предстоит творить иную, будущую жизнь (В. Перельмутер. Время крыс и крысолов); Вот и берег северного моря, Вот граница наших бед и слав (Л.К. Чуковская. Дом поэта).

1.3. вещью, включенной в отношения собственности, грузом. Ее можно нести, сбросить с плеч, она может быть своей, чужой, общей, российской, зарубежной и т.д. У многих на виду, Что тоже приезжали, Он нес свою беду И прочие печали (К. Ваншенкин. Писательский клуб); ... всхлипывала Шурочка, сбросившая с плеч беду, счастливая, и он, счастливый, ей отвечал: «Ая?» (В. Маканин. Антилидер); Кстати: мне смешно, когда антисемиты все наши российские беды сваливают на еврейские головы (А. Розенбаум. Бультерьер).

1.4. живым существом (в том числе, птицей, человеком).

1.4.1. Имеет внешние признаки живого существа.

1.4.1.1. Руки. Иван Федорович пришел к этому выводу, когда беда уже стучалась в дверь (А.А. Фадеев. Молодая гвардия)

1.4.1.2. Ноги. Однако настоящая беда пришла оттуда, откуда Луазо ее не ждал (Э. Гусейнов. Чисто французское самоубийство).

1.4.1.3. Лицо. В этом последнем беспощадном поединке снова проявились стойкость его характера, несгибаемое мужество перед лицом беды (А. Городницкий. «И жить еще надежде»).

1.4.1.4. Глаза. - Да, надо же взглянуть когда-нибудь беде прямо в глаза, - ответил сын (А.К. Шеллер-Михайлов. Над обрывом).

1.4.1.5. Крылья. Но сейчас, когда беда раскинула черные

крылья над Родиной, когда враг грозит Игнату «крушением всей жизни», всего родного и привычного порядка, горько, сурово задумался Игнат (Б.Л. Горбатов. Письма товарищу).

1.4.2. Рождается и может рождать сама, вовлечена в характерные для живого существа физиологические процессы (напр., дыхание). Я понимаю, ты старался отвести беду от конунга, но в данном случае одна беда родила

другую (Б. Васильев. Вещий Олег); Нам беда дышала в лицо особенно жарко: комната родителей располагалась в доме Минздрава, где жили только врачи (Г. Шергова. Об известных всем).

1.4.3. Обладает психологическими характеристиками, выраженными во внешности и поведении: угрюмая, серьезная и т.д. Угрюмая, темная беда коверкала каторжных людей, превращала их в нелюдей (В. Гроссман. Все течет); Но против серьезной арктической беды, против льда в состоянии сжатия «Ермак» ничего не мог поделать (Б.Г. Островский. Адмирал Макаров).

1.4.4. Совершает волевые и когнитивные акты, реализует характерные для людей коммуникативные сценарии. Но беда подстерегала нас как всегда там, откуда ее не ждали (М. Валеева. Кусаки, рыжий бес); Но могла ль такая беда от матери утаиться (П.Ю. Львов. Даша, деревенская девушка); Одна великая, мирская беда царит надо всеми (В.В. Крестовский. Панургово стадо); «С бедой надо переспать», - говорила мне часто бабушка, когда со мной случались всякие несчастья (Е. Маркова. Отречение); Беда тем и коварна, что застает врасплох (Е. Маркова. Отречение).

1.5. едой, напитком, иметь вкус. ... Снова горькая русская беда, тяжкий стон - «Смерть лошади» (М. Чегодаева. Соцреализм: Мифы и реальность); Оно было соленое - от морской воды, от упавших слез, от кровяных капель. Это был вкус беды. Но... это был еще вкус моря (В. Крапивин. Трое с площади Карронад); Беда отрезвляет, а счастье пьянит (В. Черноусов. Ангелы в океане).23

2. Беда может уподобляться жидкой или газообразной среде, стихии. Трясясь от страха, потеряв даже силу мыслить, так внезапно нахлынула на нее беда, она хочет что-то сказать, но губы ее издают непонятные, дрожащие звуки (И.И. Лажечников. Ледяной дом); В больнице все дышало бедой, все физически отталкивало (Л.Р. Кабо. Ровесники Октября); Не хватило нескольких спокойных лет. На Русь обрушились беды и неурядицы. Прежде всего, три неурожайных года - 1601, 1602, 1603 (Л.А. Муравьева. Смутное время в России: причины, этапы, последствия).

3. Перцептивные образы беды включены в пространственные, коммуникативные и др. отношения с другими сущностями. Так же, как счастье и свобода, беда может быть близкой и далекой, ее можно искать и т.д. У меня и мысли пока не было как-то воевать с Терезой, искать беду, но ее еще не явленное присутствие в Баку гипнотизировало изнутри (А. Иличевский. Перс).

Сравнительный анализ перцептивных портретов

1. Несмотря на различие в типах понятий (счастье и свобода характеризуют психологические состояния, беда - социально и психологически маркированную ситуацию), мы видим, что они описываются общим (и предельно широким) классом объектов: природные объекты, вещи, живые существа, включая людей, участвующих в сложных социокультурных сценариях, территории, стихии, события (в случае беды мы не стали выделять класс «событие» в отдельную категорию, т.к. беда - это событие в прямом смысле слова, особый тип события). Слово здесь оказывается неким «перцептивным Протеем», принимающим различные, несовместимые друг с другом образы. Разумеется, каждый из перцептивных портретов имеет свою специфику (так, свободой и счастьем можно обладать, можно продать и купить их, для беды подобные действия лексически невозможны, ее, в основном, носят и сбрасывают с плеч; свобода и счастье пьянят, беда отрезвляет и.д.), хотя между ними оказывается и неожиданно много общего. Продуктивным для дальнейшего исследования кажется вопрос о типологическом соотнесении отдельных классов абстрактных понятий с перцептивными кластерами, им соответствующими. Так, можно выделить следующие классы: эмоции и психологические состояния (напр., проанализированные в данной работе счастье и свобода); имеющие социально-психологическую окраску события (проанализированная выше беда, но также война, праздник, революция, измена и т.д.); абстрактные понятия, связанные с рациональной научной сферой (теория, гипотеза, аргумент и т.д.); «трансцендентные силы» (судьба, случай и т.д.); «генерализации» (мир в значении "вселенная", вечность и т.д.); экзистенциалы24 (народ, партия, родина и т.д.). Интересно посмотреть, какие из перечисленных выше кластеров («вещь», «живое существо», «стихия» и т.д.) составляют содержание перцептивных портретов в каждом из указанных классов, и каковы характерные черты данных перцептивных портретов в этих классах.

2. Важно отметить, что во всех описанных случаях перцептивные образы абстрактных понятий оказываются не просто телами, а телами, включенными в сложно организованную сеть соцокуль-турных отношений (задаваемых, например, такими культурными сценариями, как обман, выбор, покупка и продажа), т.е. значимым для них оказывается не только физическое, но и социокультурное измерение. Как уже отмечалось, эта черта если и не противоречит базовым положениям Лакоффа и Джонсона, то, по крайней мере, не становится для данных авторов предметом анализа. Напомним, что

определяющей мировоззренческой идеей для теории концептуальной метафоры Лакоффа-Джонсона является идея embodiment, т.е. представление о том, что абстрактные понятия осмысляются через привязывание их к категориям базового уровня в терминологии Э. Рош25 с помощью перцептивных схем (image schémas в терминах Лакоффа и Джонсона26), таких как Баланс, Вертикальность, Центр-Периферия, Исходная точка-Путь-Цель и др.27. Однако, как мы видим из проведенного анализа, наряду с этими схемами имеется целый ряд других схем, функционально воспринимаемых как однородные данным, но носящих отчетливый социокультурный характер (например, Собственность или Купля-Продажа), да и сами предложенные схемы имеют наряду с физической отчетливую социокультурную составляющую (так, в предложении Беда подкралась незаметно можно увидеть схему Исходная точка-Путь-Цель, однако в глаголе подкрадываться содержится и вполне определенный социальный сценарий, сценарий внезапного нападения).

3. Если обратиться теперь к одной из ключевых для современной когнитивной науки категории система перцептивных символов28, имеющей большое значение и для лингвистики, то можно включить в указанную категорию наряду с системами, воспринимаемыми перцептивно, еще и квази-перцептивные модели, носящие социокультурный характер. Эти квази-перцептивные модели (например, отношения собственности) также усваиваются в раннем детстве, соотносятся с конкретным перцептивным опытом (эта игрушка моя, значит я имею большее право держать ее в руках, чем другие люди) и с некоторого момента становятся столь же естественными для ребенка, как и базовые перцептивные схемы (Вертикальность или Баланс). Эта социокультурная составляющая и находит свое непосредственное выражение в языке, в частности, в специфике проанализированных в статье перцептивных портретов.

Примечания

Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1980.

Johnson M. The Body in the Mind. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1987; Idem. The meaning of the body: aesthetics of human understanding. Chicago and London: The University of Chicago Press, 2007. Lakoff G. Women, Fire and Dangerous Things. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1987

Geeraerts D., Grondelaers S. Looking back at anger. Cultural traditions and metaphorical patterns // Language and the Construal of the World / Taylor J., MacLaury R. (eds.). Berlin: Mouton de Gruyter, 1995. P. 153-180. Lakoff G., Johnson M. Philosophy in the flesh: the embodied mind and its challenge to western thought. N.Y.: Basic books, 1999.

Kovecses Z. Metaphor in culture: universality and variation. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2005; Idem. Metaphor: a practical introduction. Oxford: Oxford University Press, 2010.

Gibbs R. W. Jr. Embodiment and cognitive science. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2006. Р. 79-122.

Глебкин В. В. Лексическая семантика: культурно-исторический подход. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. С. 87-100, 120-121. Успенский В. А. О вещных коннотациях абстрактных существительных // Семиотика и информатика, № 11, 1979. С. 142-148.

Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. М.:

Наука, 1991. C. 22-49.

Lakoff G., Johnson M. Metaphors... Р. 7-9.

Johnson M. The Body...; Lakoff G., Johnson M. Philosophy...

Geeraerts D., Grondelaers S. Op. cit.

Kovecses Z. Metaphor...

Глебкин В.В. Метафора механизма и теория концептуальной метафоры Лакоффа-Джонсона // Вопросы языкознания. № 3, 2012. С. 51-68; Glebkin V. A socio-cultural history of the machine metaphor // Review of cognitive linguistics. V. 11, № 1, 2013. Р. 145-162.

В отличие от лексикографического портрета, понимаемого как исчерпывающая характеристика всех лингвистически существенных свойств лексемы, выполненная в рамках интегрального описания языка (Апресян Ю.Д. Избранные труды. T.II. Интегральное описание языка и системная лексикография. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. С. 503-504), перцептивный портрет отсылает к совокупности связанных с некоторой лексемой концептуальных кластеров, хранящих перцептивно воспринимаемую информацию.

Глебкин В. В. Лексическая семантика... С. 89-91.

Отечественные исследователи неоднократно обращались к лингвистическому анализу указанных категорий. См., напр., Кошелев А.Д. К эксплицитному описанию концепта «свобода» // Логический анализ языка: Культурные концепты. Вып. 4. М.: Наука, 1991. С. 61-64; Воркачев С.Г. Счастье как лингво-культурный концепт. М.: Гнозис, 2004; МальцеваЛ.В. Эмотивно-событийный концепт «горе, беда, несчастье» в русской языковой картине мира. Дисс. ... канд. филолог. наук. Новосибирск, 2009; Зализняк Анна А. Счастье и наслаждение в русской языковой картине мира // Зализняк Анна А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Константы и переменные русской языковой картины мира. М.: Языки славянских культур, 2012. С. 99-116. Однако ни один из известных нам авторов не работал с данной категорией в обозначенном здесь ракурсе. Также следует отметить, что объем приводимых ниже описаний ограничен форматом статьи, и они предполагают уточнение и индивидуализацию в более развернутых версиях.

Все примеры, если это не оговорено особо, приводятся из Национального корпуса русского языка (НКРЯ).

В противоречии с позицией Лакоффа и Джонсона, а также ряда примыкающих к ним исследователей (Lakoff G., Johnson M. Philosophy... P. 137-169; Boroditsky L., Ramscar M. The roles of body and mind in abstract thought. Psychological Science, 13, 2002. Р. 185-189), рассматривающих временные характеристики как вотричные по отношению пространственным, мы здесь, следуя за другой группой исследователей, опирающихся на весомую экспериментальную традицию (Evans V. The structure of time: language, meaning, and temporal cognition. Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins Pub., 2003; Cai Z., Connell L. Space-Time Interdependence and Sensory Modalities: Time Affects Space in the Hand But Not in the Eye // Proceedings of the 34th Annual Conference of the Cognitive Science Society / N. Miyake, D. Peebles, R. P. Cooper (Eds.). Austin, TX: Cognitive Science Society, 2012. Р. 168-173) трактуем восприятие длительности как первичный перцептивный процесс. В данной статье мы анализируем перцептивные образы свободы как психологического состояния и дистанцируемся от концептуальных кластеров, связанных с такими сочетаниями, как политические свободы. http://www.proza.ru/2004/11/20-46

О категории «экзистенциал» см., напр., Глебкин В.В. Экзистенциал // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Т.2. М.: РОССПЭН, 2007. С. 1026-1027. Rosch E. Principles of Categorization // Cognition and categorization. Hillsdale, N.J.: L. Erlbaum Associates; New York: distributed by Halsted Press, 1978. P. 27-48. JohnsonM. The Body...; Lakoff G. Women...

JohnsonM. The Body... P. 18-138; JohnsonM. The meaning of the body... P. 21-24, 136-152.

Barsalou L. Perceptual symbol systems // Behavioral and brain sciences. V. 22, 1999. P. 577-660; Barsalou L., Santos A., Simmons K., Wilson Ch. Language and simulation in conceptual processing // Symbols and embodiment: debates on meaning and cognition / Vega M. de, Glenberg A., Graesser A. (eds.) Oxford; N.Y.: Oxford Univ. Press, 2008. P. 245-283.

Изложенный принцип построения общества, известен как путь, которым идут те, кто нашел в этом принципе идентичную суть своего пути. Подобных фундаментальных истин история знает очень много. Но все они отражают истину того, кто шел и прошел этот путь. Но не тех, кто как-то прикоснулся к нему. Великие Учителя никогда не говорили о том, что их путь это истина для всех. Они всегда говорили, что эту истину они познали и дают возможность познать ее нам. Но, догмы человечества, оковали сознания людей в кандалы религий и различных лжеучений, где отражается эгоцентризм и лукавство. Ибо истина может предлагаться, как вариант, но не навязываться, как что-то единственное и неповторимое. «Пробуйте, идите, утверждайте и получайте свой опыт», так говорили Учителя! Поэтому, суть нашего с вами разговора в этой статье, о том, что же такое счастье. Этот вопрос, является следами на пути, которые оставили нам Учителя. Но, чтобы этот путь к счастью, стал нашим, нам нужно стать двумя ногами в эти сакральные оттиски истины, и пройти так, как прошли Святые в поисках счастья. Счастье — это абстрактное понятие. И у каждого человека понятие счастья, имеет свой оттиск в этой мозаике мира. Так что же такое счастье?

Уважаемые друзья, не один метод, автором которого я являюсь, не может быть самым лучшим и правильным. Все они, это всего лишь мой путь и путь Учителей. Но, вам не обязательно идти этой дорогой. Вы можете найти свой путь, если еще не нашли, путь к счастью. Я всем Вам рекомендую не погружаться с головой в то, что вы читаете или слышите. Информация из различных источников, это всего лишь, чей-то опыт. И он может быть вашим, а может и не быть, вам выбирать. Но, как минимум, вы всегда должны проверять то, что вы используете в качестве опыта других людей. Так говорил Великий Будда! Именно так, этот Великий Учитель Мира, постиг истину в Себе.

Сейчас, мы с вами поговорим на тему, что же такое счастье, где я расскажу вам свою точку зрения, расскажу о своем опыте и расскажу, как я чувствую СЧАСТЬЕ!

Счастье — это глубокая философия жизни. Она познается в ее многообразии. Все многообразие жизни невозможно понять. Счастье познается в реальности, которую вы выбираете. Счастье — это состояние Ума! Давайте разберем это состояние Ума, ведь в нем находится ключ к счастью. Одни люди считают, что счастье в деньгах и в достатке, другие считают, что счастье — это здоровье и хорошие отношения с близкими. Есть люди, которые считают, что счастье — это миг, миг времени, который длится не долго. Есть люди, которые думают, что счастье — это позитивные эмоции. Все эти люди по-своему правы, ведь думая так, человек не испытывает постоянное счастье, а значит, он думает о нем, как о чем-то, что может быть в будущем.

Что касается моего опыта, моих взглядов на жизнь, то в моем понимании, счастье — это свобода . Свобода — это результат независимости от дуальных оков. Свобода — это знания, как не быть притянутым в рамки физического мира со своими страстями. Есть люди, которые говорят: «О да, я счастливый». Или, «О, я знаю, что такое счастье». Но, в обоих случаях, человек говорит не о счастье, а ощущениях, позитивных ощущениях, которые когда — либо он испытывал. Возможно, это было пару раз в жизни, где каждый раз, испытывая приятные ощущения, человек ассоциировал их с счастьем. И когда ему задают вопрос, что же такое счастье, то его Ум мгновенно возвращается в прошлое и находит все ощущения, которые человек испытывал и ассоциировал с счастьем. Я сейчас, никоим образом, не хочу навязывать вам своего мнения, ведь мнение каждого, закон для него. Но, мне бы хотелось показать структуру того, что такое счастье. Счастье, не может быть временным. Оно или есть, или его нет, ведь правда? Все остальное, что является временными порывами счастья, это всего лишь ощущения, которые мы получаем от жизни. Возможно, эти ощущения связаны с покупкой автомобиля, возможно, это состояние связано с выздоровлением. Возможно, вы получаете эти ощущения от любви к любимому человеку или к вашему ребенку. Но все это приходящее и уходящее. Сегодня, вы любите, а завтра, вы страдаете от измены. Сегодня, ваш ребенок такой ласковый и нежный, а через пару лет, вы лишаетесь этих ощущений по различным причинам. Позитивные и негативные ощущения — это энергия, имеющая разную полярность. И подобные ощущения постоянно находятся в движении. То они находятся в фазе позитивных ощущений, то они сменяются негативными ощущениями. Все зависит от нашего выбора. Но есть нечто нейтральное. Третье состояние нашего Ума является нейтральным состоянием. Это, начальная точка движения двух энергий. И счастье, как раз находится в этой нейтральной точке. Счастье — это свобода, которая дает нам возможность не испытывать ощущения, будь-то позитивные или негативные. Счастье, не может быть результатом ощущений. Ощущения — это суть наших привычек. И любые ощущения, какие бы они ни были, это на самом деле, рабство. Мы становимся рабами этих ощущений. О, как много я видел людей, кто «кайфует» от чувства вины, и от чувства жертвы. Все они достаточно долго находятся в этом состоянии и уже обрели опыт в этих ощущениях. А этот опыт, дарит им ощущения. Поэтому, счастье — это состояние, где человек не привязан к чему — либо. Он не привязан к людям и к ощущениям. Если счастье — это вечная реальность, то в ней отсутствуют все мотивы быть рабом ощущений. Каждый ищет свои ощущения. И вся наша жизнь — это постоянный бессознательный поиск новых ощущений, потому, что старых уже нет, или они уже надоели.

В поисках ощущений, даже самых безобидных, люди преодолевают огромный путь во времени. Но счастье — это результат освобождения от любого вида ощущений. Вы скажете, а как же любовь, как же милосердие и сострадание, ведь это и есть счастье. Да, это и есть счастье. Но они никак не связаны с ощущениями. Эти аспекты Духа, проявляются в служении, когда человек по мере возможного, не отождествляется с прежними эмоциями своего характера. И тогда, они, как Духовное тело, проявляются в сознании человека. И человек становится любовью и милосердием. А гонка за ощущениями — это главным образом, отсутствие контроля над своим умом, который постоянно находится в движении. Именно нейтральность в ощущениях, дает возможность видеть реальность такой, какой она есть, а не такой, какой мы хотим ее видеть. Вы можете возразить, «не будет ли подобная нейтральность, воспитывать черствость и жестокость»? Все законы Вселенной, формируют идею о гармонии. Эта гармония существует везде. Но в силу объективных и субъективных представлений, эта гармония постоянно нарушается в жизни человека. И, нарушается она из-за отсутствия контроля ума. Баланс находится в начальной точке между минусом и плюсом. Именно там, существует состояние наблюдения за окружающим миром, не отождествляясь с этим миром. Это и есть реальность, в которой человек наблюдает мир вокруг себя. Но тот, кто постоянно находится под влиянием ощущений, не может наблюдать себя и мир вокруг себя. Счастье — это свобода, дающая возможность быть наблюдателем физической реальности и в тоже время быть его участником, но при этом, человек не отождествляется со страстями мира и не вовлекается в ощущения.

Когда-то, в моей жизни был достаточно сложный период, как наверное у каждого из вас. Именно подобная практика дала мне возможность не останавливаться, а идти дальше. Не терпеть, не преодолевать, не бороться, а именно наблюдать. Когда человек долгое время находится в сложной ситуации, каждый миг его жизни, наполняется определенного рода мыслеформами. Эти мыслеформы с огромной периодичностью возникают в уме человека в течение каждого дня. И когда они становятся очень зрелыми, они начинают манипулировать сознанием человека. А, манипулировать они начинают тогда, когда сам человек, всякий раз отождествляется с этими мыслеформами, повторно переживая их. И тогда, падение неминуемо. Дорогие Друзья, запомните, если ваш ум привык переживать ощущения, то вы не сможете их контролировать, тогда, когда они будут видоизменяться, переходя фазу позитива в негатив. Если ум не дисциплинирован, то он будет в постоянном движении, находясь в позитивных ощущениях, или в негативных. И только нейтральное состояние, при котором человек не допускает сознательного контакта ума с мыслеформами, дающие ощущения, позволяет наблюдать мир вокруг нас. И при этом, человек постепенно приходит к зрелости ума, которая уже ничего общего не имеет с ощущениями. Потому что, это и есть чистота ума, где ум уже не влияет на волю человека. А сам человек, своим волевым решением управляет реальностью. Именно так, я наблюдал трудные времена в моей жизни, не отождествляясь с мыслеформами о прошлом, что позволило, находиться в нейтральном состоянии. Ибо упуская контроль, ум человека моментально всасывается в поток прежних переживаний. Помните, любые ощущения — это временная природа нашего ума. А к временной природе ума нет смысла привязываться.

Подобная школа, научила и учит меня жить, и по возможности не отождествляться с действительностью, что помогает мне рассматривать многомерный мир, многомерным сознанием. Это очень интересно, ибо в этом движении существует путь великих Учителей. Могу вам сказать больше, именно за этот сложный период своей жизни, я создал много созидательного. Почему? Потому, что не позволял своему уму отождествляться со своими старыми переживаниями, направляя его ресурс в нужное творческое русло. Это мой опыт. Но вы не должны мне верить! Вы должны найти свой путь, свои законны жизни, и позволить своему уму быть чистым.

В подобных жизненных ситуациях, мне всегда помогала медитация. Она позволяла тренировать свой ум и быть в нейтральном сбалансированном состоянии.

Уважаемые друзья, если вы нашли в этой статье и в моем опыте, что-то ценное для себя, тогда я вас приглашаю пройти – , где вы сможет получить нужную информацию.

Многие задают вопрос, что мне даст этот курс? Этот курс не панацея, а всего лишь мой опыт. Поэтому, все, что касается наших проблем, а их в нашем мире очень много, касается именно этих процессов, где наш ум находится в постоянной гонке за ощущениями, что приводит к серьезным последствиям. Подобное нейтральное состояние, позволяет быть здоровым, решать все свои жизненные ситуации и помогает решать эти ситуации другим людям. Подобный поход очень важен в нашей жизни, ибо в нем суть познания мира!

Нажмите на банер, чтобы записаться на курс!

Счастливый? Это слишком краткое
определение, без нюансов.
И. Немировский


Данная выше общая дефиниция счастья охватывает различные виды счастья. Точно так же, как, например, понятие «человек» включает белых и черных, добрых и злых, понятие счастья охватывает счастье большее и меньшее, характерное для более и для менее удачных судеб. Но, как всякое общее понятие, оно при употреблении сужается, то есть в каждом конкретном случае берется определенное его значение, и в силу этого образуются разные варианты. Главные разновидности понятия счастья следующие.

1. Счастье в значении конкретном и в значении абстрактным. Говоря о счастье, мы часто имеем в виду счастье определенного человека, конкретную счастливую жизнь с ее превратностями и переживаниями. Но абстрактное счастье понимается иначе - как совокупность черт, общих всем счастливым людям. В первом значении счастье одного человека может очень отличаться от счастья другого, тогда как, согласно второму, существует единственное счастье, ибо слово «счастье» охватывает только черты, общие всем счастливым людям.

Польский язык располагает совершенно разными словами для обозначения абстрактных понятий и конкретных. In concreto говорится, например, о «справедливом поступке», а in abstracto - о «справедливости». Однако, когда речь идет о «счастье», мы используем одно и то же слово. Наличие абстрактного значения у слова «счастье» подтверждается тем фактом, что мы неохотно употребляем его во множественно числе, а так бывает именно с абстрактными терминами. Подобная особенность свойственна и некоторым другим понятиям, например, понятиям добра или истины: под истиной может подразумеваться истинное предложение, но может - и истинность предложения. Эта двузначность - формальна, однако ока влияет на понимание счастья, поскольку создает впечатление, что существует якобы только один способ достижения и переживания счастья.

2. Счастье в значении объективном и субъективном. В разговорной речи смысл слова «счастье» сводится или к чисто объективному значению (удаче), или к чисто субъективному (интенсивной радости); в понятии же, дефинированном выше, оба его значения соединены: нет счастья без чувства удовлетворения, но нет его и тогда, когда удовлетворение необоснованно. Но среди тех, кто пользуется этим понятием, одни делают упор на субъективные элементы, другие - на объективные. И это создает два варианта понятия.

Можно употреблять слово «счастье» и в том, и в другом значении, однако нужно избегать их употребления в одном предложении, ибо, когда одно и то же слово берется в разных значениях, могут возникнуть парадоксы: так бывает, например, когда мы утверждаем, что «не в том счастье, что кому-то «посчастливилось»» («повезло»).
Эта двойственность понятия счастья идет глубже, вплоть до разрыва обоих элементов, объективного и субъективного: в одном случае для счастья достаточно его осознания, а в другом - осознания счастья не требуется. В собственном понимании слова «счастье» осознание счастья является всегда его необходимым условием. Чтобы быть счастливым, нужно знать это, чувствовать, быть в этом уверенным. Эту мысль выразил Сенека: «Несчастен тот, кто счастливым себя не считает » (Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.). В новое время то же самое подтвердил С. Джонсон: «Никто не может наслаждаться счастьем, не осознавая, что он им наслаждается ». А среди польских авторов XVIII в, так об этом сказал Грущиньский: «Счастлив тот, кто понимает свое счастье » (См.: Gruszczyński W. Ekonomia dobrych obyczaiów, 1717.) Ту же самую мысль, но только в экзистенциалистской терминологии, высказывает современный зеркале рефлексии, то есть когда оно не только «в себе», но также и «для себя » ( Jankélévitch V. L"aventure, l"ennui, le sérieux, 1963, р. 87.) . Порой единственным критерием счастья считали уверенность в нем.

Совершенно иначе рассуждал Ларошфуко. Он утверждал, что «человек никогда не бывает так счастлив или так несчастлив, как это кажется ему самому » (Франсуа де Ларошфуко. Мемуары. Максимы. Л., 1971, с. 154, 198.) . То же находим у Шекспира: «Если бы я мог высказать, как я счастлив, я не был бы счастлив » (Шекспир В. Много шума из ничего.- Полн. собр. соч. в 8-ми томах, т. 4. М., 1919, с. 523.). В этом случае убежденность в счастье не является его доказательством, И даже может свидетельствовать о противоположном.

Иногда цитируется староанглийский автор Товернер (Taverner), который, разделяя данную точку зрения, шел еще дальше в своем утверждении: «Счастлив тот, кто не знает об этом » (См.: Taverner R. Proverbs, 1539 ). Следовательно, осознание счастья исключает счастье. Подобное мнение в корне противоположно взглядам Сенеки. Один из современных писателей А. Суарес говорит: «Человек не осознает себя в счастье » (См.: Taverner R. Proverbs, 1539) днако мысль его, по-видимому, означает нечто иное: счастье сопровождается его осознанием, но сам человек не осознает себя счастливым. Но и здесь мы не приблизились к Сенеке и Джонсону.

Обе столь различные точки зрения имеют определенное обоснование. Счастливый человек осознает собственное счастье только тогда, когда задумывается о нем. Если так понимать Сенеку, то он прав. Однако постоянные размышления о своем счастье и о самом себе не только не нужны счастливому, но действуют разрушающе на счастье, как это правильно заметил Товернер.

Такое положение вещей ведет к двум разным истолкованиям счастья: согласно одному, счастье является определенным состоянием сознания человека (независимо от того, имеет ли это состояние реальную основу в его жизни); согласно второму, оно является определенным образом жизни человека (независимо от его осознания).

3. Счастье как момент и как длительное состояние. Человек, довольный своей жизнью, чувствует удовлетворение в определенные моменты значительно сильнее, чем в другие. И называет «счастьем» как свою жизнь, так и моменты сильного удовлетворения. Но одно дело счастливые моменты, другое - счастливая жизнь. На фоне этой двузначности возникают парадоксы, как у Вольтера: «Можно познать счастье, не будучи счастливым » ( Encyclopédie ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts, des métiers, t, VI. Р., 1751, р. 465, аrt. «Félicité») .

4. Счастье реальное и счастье идеальное. Об этом тоже уже шла речь. Чтобы мы могли назвать жизнь счастливой, в ней должны преобладать положительные стороны; но такую жизнь, в которой рядом с положительными сторонами не существовало бы отрицательных, трудно найти. Однако естественный процесс идеализации, происходящий в человеческом мышлении, создает идеал счастливой жизни, состоящей из одних только положительных сторон. А сконструировав такой идеал, мы склонны давать название счастья уже только ему одному. «Счастливыми я считаю тех, кто пользуется всеми видами добра без примеси зла »,- писал Цицерон (Cicero. Disputationes Tusculanae. V, 10, 28. (В рус. пер. см.: Тускуланские беседы к М. Бруту, кн. 1-5, К., 1888-1889,- Прим» ред.). Тогда наряду с широким значением счастья возникает второе, более эксклюзивное. Одни говорят о счастье в широком, другие - в узком значении, но большинство составляют те, кто имеет в виду то одно, то другое.

Счастье в первом значении не является счастьем во втором. Ибо в первом значении счастье - это жизнь, где преобладают положительные стороны, а во втором - такая, которая состоит исключительно из положительных сторон. Первое - счастье реальное, действительно достигаемое некоторыми людьми, второе - мысленная конструкция. Первое - несовершенное, второе - совершенное. Первое различается по степеням, - второе - нет. Первое является «человеческим счастьем», а второе - «счастьем богов», как его называл Эпикур. Первое человек иногда находит, а второго он желает. Другими словами: первое является счастьем настоящим или прошлым, второе - будущим, первое известно из опыта, второе - главным образом из мечтаний и надежд на будущее.

Даже те, кто согласен, что счастье - это удовлетворенность жизнью, могут колебаться между различными интерпретациями этой удовлетворенности, конкретной и абстрактной, объективной и субъективной, реальной и идеальной, широкой и узкой. Эти колебания - источник разногласий во взглядах на счастье. А когда понятие многозначно, иначе быть не может. Люди употребляют общее слово, но говорят о разных вещах. Например, что верно в отношении счастливой минуты, неверно по отношению к счастливой жизни. И до тех пор, пока слово «счастье» употребляется в нескольких значениях одновременно, о счастье можно высказывать наипарадоксальнейшие мысли типа: «самые несчастные - счастливы» (то же находим у Сенеки: «...brevem tibi formulam dabo: infellicissimos esse felices») («... Дам тебе короткое правило... несчастнее всех счастливцы». (Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. Письмо СХХIV, с. 323.) , до тех пор можно в вопросах счастья доказывать, кто что пожелает. Когда же, наоборот, исчезнет многозначность термина, тогда исчезнет значительная часть разногласий во взглядах людей на счастье.

Рассмотрим это на нескольких основных проблемах, касающихся счастья.
1. Существует ли счастье? Ответ на этот вопрос зависит прежде всего от того, как понимается счастье, эмпирически или идеально (в силу двойственности, указанной выше в пункте 4): эмпирическое счастье существует, идеальное - нет.

К пессимистическому ответу приводит также и другая двойственность в понятии счастья: счастье минутное и длительное (см. пункт 3). Некоторые, рассматривая свою жизнь последовательно, момент за моментом, не находят счастья ни в одном из них и делают вывод, что не были счастливы. Условием счастья в данном случае была также и длительность, поэтому, естественно, его не удалось обнаружить ни одном из отдельных моментов. То есть ищут счастье там, где его не может быть, и, не найдя, говорят, что его не существует.

И наконец, свое влияние оказывает двойственность понятия «полнота счастья» (см. пункт 6): нельзя быть удовлетворенным жизнью полностью, так как она всегда имеет те или иные недостатки. Между тем при другом понимании недостатки эти не становятся помехой для счастья, о нем свидетельствует только удовлетворение, покоящееся в глубине сознания.

2. Является ли счастье благом? Эвдемонисты утверждают, что оно - наивысшее благо. Но они пользуются многозначным понятием «благо», и поэтому их теория верна не во всех его значениях; легче всего ее отстоять при объективном понимании счастья, использованном в древности. Если счастье - это обладание самым ценным в жизни, то оно, конечно, наивысшее благо. Но не является таковым, если оно - только удовлетворение.
Если Шпенглер отождествлял счастье с покоем , то он мог и должен был утверждать, что счастье не относится к наивысшим человеческим потребностям. Если Стендаль считал счастье спокойствием и сытостью , то он мог и должен был утверждать, что есть люди, которые презирают счастье - такое счастье. Если счастье, как писала Дж. Элиот, возможно только для эгоистов , если оно есть «опасное безразличие к чужим горестям», то, конечно, оно является чем-то морально отрицательным. Но это касается не всякого счастья, не относится к счастью в обычном, широком понимании (двузначность, отмеченная в пункте 8).

Точно так же обстоит дело с конкретным вопросом: каково соотношение счастья и морального добра? Должен ли считаться с моралью тот, кто хочет жить счастливо? И должен ли тот, кто хочет жить нравственно, отречься от счастья или ему следует как раз бороться за него? Ответ на данный вопрос зависит от того, как понимать счастье. Все сказанное полной мере относится и к вопросу, должно ли счастье быть конечной целью воспитания? Если счастье понимается как счастливая судьба, то абсурдно делать из него педагогическую идею, ибо судьба от нас не зависит. В то же время вопрос приобретает смысл, если счастье понимается как состояние, которого мы сами можем достичь (двузначность, отмеченная в пункте 7). Сомнительно, могут ли счастливые минуты быть целью воспитания, Но эти сомнения исчезают если понимать счастье как счастливую жизнь (двузначность, отмеченная в пункте 3). Счастье не является целью воспитания, если оно состоит в удовлетворении только материальных потребностей, а не духовных (двузначность, отмеченная в пункте 5).

3. Как можно достичь счастья? Среди бытующих теорий одна говорит, что самый верный способ его достижения - отказ от самого желанного: удовольствий, достоинства, внешних благ. Эта теория не является обособленной, она провозглашалась мудрецами разных времен и народов. В то же время большинство людей считают ее явной ложью, так как хотели бы счастья, которое достается без усилий, благодаря счастливой судьбе; мудрецы же изыскивают способы его достижения, ибо знают, что на случай надеяться нельзя (двузначность, отмеченная в пункте 7).

Естественно, нельзя рассчитывать на то, что с преодолением многозначности термина «счастье» затихнут все споры и сгладятся все различия во мнениях. Но многие теоретические разногласия коренятся именно в ней, и их стало бы меньше, если бы было принято одно значение, к примеру то, которое предложено в данной книге.
Разногласия во мнениях о счастье велики. Одни, например, видят счастье в обладании властью, другие - в жизни вдали от людей; одни считают счастьем материальный достаток, другие - отказ от преходящих благ. Но эти разногласия относятся не к понятию счастья, а к способам его достижения. Те, кто находит счастье в обладании властью или в накоплении богатства, имеют иную «теорию» счастья, иной взгляд на способы его достижения, чем те, кто находит его в затворничестве; но это не означает, что у них разные понятия счастья. Все они понимают счастье как удовлетворение жизнью.

Не только отдельные люди, но целые общества и эпохи имели свои теории счастья, которые сужали понятие счастья. В определенные периоды особенно распространенной в некоторых классах и слоях общества была теория, согласно которой счастье состоит в хороших условиях жизни, в покое, беззаботности, а для этого нужны прежде всего материальное благосостояние и здоровье. Данная теория особенно характерна для XIX в.: обычный европеец так и понимал счастье, это было нормально, привычно.

Благосостояние, здоровье, покой неразрывно связывались в сознании людей со счастьем. И в то время счастьем считалась удовлетворенность жизнью, но казалось, что не может быть удовлетворения без благосостояния, здоровья и покоя, их считали необходимыми условиями счастья, а необходимые условия счастья отождествляли с самим счастьем. Кто жил в достатке и беззаботно, считал себя счастливым. Но мог сказать о себе, повторив слова А. Фредро: «Как я несчастлив тем, что счастлив». Ибо благосостояние и беззаботность в действительности не каждому приносили счастье. Они могли как раз сделать человека несчастным. Необязательно, чтобы счастье каждого было таким, каким его вообще представляют: некоторые люди обретают счастье именно в непокое, трудностях, борьбе; их счастье - не идиллия покоя и благополучия, а жизнь, полная драматизма, опасностей, напряжения сил и риска. Главное состоит в следующем: счастье зависит не только от условий жизни, а гораздо более - от отношения к ним человека.

«Я мыслю, значит существую» (лат. Cogito ergo sum) — философское размышление Декарта об осознании своего мышления, как аргумента обнаружения себя существующего.

Каждый человек наделен возможностью мыслить. Мышление человека, включая представления и образы, является не только показателем склада ума (разума, мудрости) и интеллекта (IQ), но и в зависимости от типа, вида, формы мышления — показателем его чувств, эмоций и поведения, а значит — программы жизни , судьбы, если хотите…

Сегодня на психологическом сайте http://сайт , вы, уважаемые посетители, узнаете про такие типы, виды и формы мышления человека как абстрактное, наглядное, действенное, образное, словесно-логическое, научное мышление и др., и про то, как это влияет на нашу жизнь и судьбу .

Итак, какие бывают типы, виды и формы мышления человека

Как я мыслю, так я и живу (или существую) . Вся схема: Как я думаю (мыслю, представляю себе) в той или иной ситуации (при том или ином жизненном событии), так я себя и чувствую…а как чувствую (эмоции), так и веду себя (поступки, поведение, физиология).
В целом все это образует заученные, автоматические паттерны мышления, чувствования и поведения в схожих ситуациях, т.е. удачливый, банальный или неудачливый (последний — комический, драматический или трагический) сценарий жизни. Решение: Измени свое мышление , и ты изменишь свою жизнь

Существует множество типов, видов и форм мышления человека, посредством которых наша психика воспринимает, перерабатывает и преобразует всю информацию, считываемую пятью органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус) поступающую из внешнего мира.

Мы рассмотрим основные типы, виды и формы мышления: наглядное, образное, предметное, действенное, словесно-логическое, абстрактное, профессиональное и научное, а также ошибки мышления, приводящие человека к психологическим, эмоциональным и жизненным проблемам .

Наглядное и образное мышление

Наглядно-образное мышление — работа правого полушария головного мозга — представляет собой, преимущественно, зрительную (визуальную) переработку информации, хотя это может быть и аудиальная (слуховая). Такой тип мышления присущ животным (у них нет второй сигнальной системы — не могут мыслить словами) и маленьким детям.

Во взрослой жизни, наглядно-образное мышление (его еще называют художественным видом) свойственно людям с ведущим правым полушарием, творческих профессий, например художникам, актерам…

Люди с образным мышлением часто думают картинками, любят представлять ситуации в образе, фантазировать, мечтать…и даже грезить наяву…

Практическое или предметное, действенное мышление

Оперирование предметами, взаимодействуя с ними: разглядывая, ощупывая, слушая, может даже обнюхивая и пробуя на вкус — представляет собой предметно-действенное мышление. Оно свойственно малым детям, познающим таким образом мир, приобретая некий жизненный опыт, и животным.

У взрослого человека также проявляется предметное и действенное мышление — этот вид практического, конкретного мышления используется не только людьми практических профессий, где предметами нужно постоянно манипулировать, но и в обычной, бытовой жизни, например, когда человек раскладывает все предметы на свои места и знает где что находится (в отличие от творческого типа мышления — таким людям свойственен «творческий беспорядок» и постоянный поиск чего-то нового).

Словесно-логическое мышление

По мере развития и взросления, человек учится говорить и логически мыслить. Картинки и образы, непосредственное восприятие (увидеть, услышать, пощупать, понюхать, вкусить) заменяются словесными обозначениями и логическими цепочками рассуждений, приводящих к тем или иным умозаключениям.

У многих начинает больше работать левое полушарие, люди воспринимают и интерпретируют мир: жизненные ситуации и различные явления словами, пытаясь логически осмыслить происходящее вокруг.

Правополушарное (образное, эмоциональное мышление) также никуда не девается, и все, что было воспринято наглядно-образно и предметно-действенно, вместе с эмоциональной окраской, сохраняется в подсознании человека. Однако, большинство людей не помнят своего детства и особенно детских переживаний, т.к. будучи взрослым, человек мыслит логически, словами, а не образами и картинками, как в детстве.

И например, если кого-то в детстве напугала собака, будучи взрослым он может продолжать панически их бояться, совсем не понимая, почему…ведь он не помнит момента испуга, т.к. тогда мыслил образами и предметами, а сейчас словами и логикой…
И чтобы человеку избавиться от кинофобии, нужно на время «отключить» (ослабить) левое, словесно-логическое полушарие…перейти к правому, эмоционально-образному, вспомнить и заново пережить ситуацию со «страшной» собакой в фантазиях, тем самым отработав этот страх.

Абстрактное мышление

Абстрагирование, отвлечение от того, что можно воспринять непосредственно, увидеть, пощупать…, думание обобщенными понятиями, представляет собой абстрактное мышление, свойственное старшим школьникам и взрослым людям, у которых уже развилось словесно-логическое мышление.
Например, понятие «Счастье» — абстракция, т.е. оно обобщает множество различных человеческих благ, его нельзя потрогать и увидеть, плюс ко всему — каждый по-своему понимает, что такое для него счастье…

Например, часто бывает, что из-за слишком абстрактного мышления человек обобщает каждую ситуацию в жизни, вместо того, чтобы взглянуть на нее в деталях, предметно и практически. Т.е. если кто-то будет стремиться к чему-то абстрактному, не конкретному — к тому же счастью — то он никогда не достигнет успеха.

Профессиональное и научное мышление

Во взрослой жизни человек получает какую-либо профессию, он начинает мыслить профессиональными понятиями, так и воспринимает мир и происходящее вокруг.

Например, как вы думаете, если вслух произнести слово «Корень», о чем подумают люди таких профессий как зубной врач, учитель словесности, садовод-огородник (ботаник) и математик?

Профессиональное мышление пересекается с предметным, а научное — с творческим, т.к. любой ученый, исследователь, постоянно в поисках новых открытий.

Однако всем этим людям не чуждо и словесно-логическое, и абстрактное, и наглядно-образное мышление. Другое дело, когда люди часто совершают — обычно неосознанно, как по программе — множество мыслительных ошибок. Т.е. подсознательно путают, когда и как нужно мыслить, чтобы добиваться успехов в жизни, и того же пресловутого счастья…

Ошибки мышления, приводящие человека к неудачам и краху

Наше мышление (слова, картинки и образы) во многом зависит от хранящихся в глубине психики (заложенных туда извне, в процессе воспитания, окультуривания и первичной социализации) внутренних глобальных, часто обобщенных убеждений (

Не ищите СЧАСТЬЕ на земле.
Нет его в материальном мире.

Все говорят: человек живет для счастья. Кто первым об этом сказал? Почему так решил? Или это заложено в каждом из нас еще со времен Адама и Евы?

Что я думаю о счастье

Я думаю, во всем мире не найдется человека, который не задумывался ни разу о , именно своем смысле. И этот смысл ориентирован на приобретение того состояния, которое мало кому понятно, но все о нем мечтают. Это состояние счастья.

Данным вопросом занимались философы на протяжении всех времен. Сложено множество афоризмов, притч, сказок, историй. Высказано столько надежд, желаний, стремлений…

Счастье – абстрактное понятие. Как и все абстрактное, оно не может быть измерено чем-то конкретным. Разве можно посчитать процент счастья, долю, размер? Нет. То же касается и денег. Деньги – предмет материального мира. В мире, где живет душа, их нет. Значит, у счастья нет цены. Там есть только энергия, информация, все абстрактно, нет времени и пространства, ничего нельзя потрогать, ощутить с помощью наших физических органов. Но это мир чувств, эмоций, состояний, всего того, что имеет в себе душа.

Представьте, что вы призрак. Видите людей, магазины, деньги, но купить ничего не можете. Зачем? Это все нужно только телу. А если вы привыкли все силы отдавать только для достижения богатства, то, находясь вне физического мира, вы будете страдать, потому что в вас нет действительно важных аспектов.

Цена денег

Я говорю об этом, чтобы дать понять, насколько мелочна проблема денег по сравнению с развитием души.

Чего мы достигаем с помощью денег? Нужны ли они нам? Да. Деньги расширяют возможности, помогают реализовывать свои желания и развивать способности. Хорошо, когда на все хватает денег. И пока мы существует на планете в физическом теле, нам без денег никуда. Только вот причем здесь счастье? Это совсем другое.

Часто можно услышать, что счастье – это долгожданная покупка, которая приносит радость и . Разве? Как-то не замечала. Все предусмотрено. Что чувствуете вы, купив, например, машину. Минутный восторг, удовольствие, радость за себя.

И вот, кажется, оно и есть то самое счастье. Но проходит неделя, а кому-то достаточно и дня, чтобы ощутить, как радость сменяется пустотой, как будто вы падаете в яму. Наступает апатия, тоска, понимание, что совсем не это ваша главная цель, не это ваш смысл. И тогда вы ставите новую цель. И так на протяжении всей жизни. Это еще раз доказывает, что счастье нужно искать не в материальном мире.

Семья – это счастье? Хочется сразу ответить на вопрос положительно. Но давайте заглянем внутрь и проследим глубину. Семья - это наши родные, желание их любить, оберегать, надежды, что и от них вы получите то же. Значит, в семье вы ищите любовь. Как можно охарактеризовать любовь?

Это такое состояние спокойствия и наслаждения, которое приходит к нам, когда мы любуемся красотой заката или наблюдаем за играющими и улыбающимися детьми. Это гармония, когда не нужна причина, когда кажется, что бед не существует, есть только добро. Наверное, счастье, это и есть то состояние Рая, которое мы потеряли. И дай Бог нам вернуться к нему снова!

Но я ни в коем случае не имею в виду ту любовь, которая обусловлена игрой гормонов. Такая любовь приносит больше страданий, чем радости. Начинают проявляться инстинкты, эгоизм, ревность и другие не самые лучшие человеческие качества. А если любовь взаимная, честная, она действительно может приносить ощущение, подобное счастью, но оно проходит. Это как алкоголь или наркотик – просто заменитель настоящего счастья.

Любовь и счастье

Чтобы попытаться понять, в чем заключается формула счастья, представьте себя в идеале. Только все конкретные желания расширяйте до абстрактных. Например, вы всю жизнь мечтаете иметь свой дом. Но что для вас дом? Это независимость, стабильность, свобода. Главная цель абстрактна. Все цели всегда ведут к определенным потребностям души.

Попытайтесь ощутить то, что будет написано ниже.

Вы абсолютно здоровы, полны сил, энергия бьет через край. Хочется любить весь мир. Проблем нет, все люди прекрасны. Дождь радует. Снег – тоже хорошо. Слякоть – ну и что? Нет зла, обиды, страха. Просто не существует, потому что вы выгнали прочь из себя все плохое. Для вас ничего этого нет. Есть только любовь, радость, успех, смысл.

Пока это состояние вы держите в фокусе, вам хорошо. Но потом заботы вновь дадут о себе знать.

Мы рассмотрели три важных аспекта – , гармонию и спокойствие.

Важно понимать то, что имея эти три аспекта в себе, вы получаете физическое и психическое здоровье. Когда врачи говорят, что все болезни от нервов, они правы. Это значит, что болезнь зарождается на психическом уровне, т.е. начинает болеть душа. К этому приводят стресс, фрустрация, неуверенность, страх.

Теперь получаем универсальную формулу счастья: любовь+ здоровье+ гармония и спокойствие.

Так почему столько умных людей пишут целые книги и научные труды на тему счастья, но так никто и не похвастался тем, что стал по-настоящему счастливым? Есть ли путь к счастью? Можно ли стать таким, чтобы соответствовать формуле?

Я сомневаюсь. Так создано в мире, что настроение меняется, здоровье портится, люди предают, бедствия отнимают тех, кого мы любим. Я думаю, до конца времен не будет разрешен этот вопрос и не будет найден путь к полноценному счастью.

И мудрецы еще придумают много притч, метафор, афоризмов, ученые напишут много книг и выведут много формул наподобие моей. Но счастье для нас – это утопия, фантазия. Оно не здесь. Пока мы существует в материальном мире, мы не имеем доступа к счастью.

Как говорили гностики: весь мир – тюрьма. Что-то есть в этом правдивого. Может, счастье было только в Раю, а теперь мы наказаны? Я не Бог, чтобы утверждать, что написанное мной – истина. Но у меня есть право поучаствовать в поиске ответа на вечный вопрос.

Я думаю, что счастье для всех разное. Для меня это скорее спокойствие, чтобы никто не трогал, не дергал, не поучал. Свобода для меня счастье, когда я делаю только то, что мне захочется.

Так есть ли счастье на земле?