Кто был капитаном корабля фрама. Полярная экспедиция Фритьофа Нансена на корабле «Фрам. Адрес и время работы

Здесь находится шхуна "Фрам", на которой совершались путешествия вначале Нансеном к Северному полюсу (1893-1896г), затем Отто Свердруп возглавил экспедицию, бороздил арктические воды канадского архипелага, составил подробную карту, и в 1910 году Амундсен отправляется на побережье Антарктиды и покоряет Южный полюс.

В музее можно забраться на судно и исследовать его полностью.

Но сначала я хочу рассказать его историю.
Судно «Фрам» строилось Нансеном, чтобы отправиться к Северному полюсу. Он был уже довольно известным полярным исследователем к началу экспедиции к началу 90 годов 19 столетия.

В частности он совершил лыжный переход через Гренландию. Тут он был первым - никто раньше не мог пересечь остров.

Он обладал художественным талантом, писал картины. Один художник даже уговаривал его бросить науку и заняться живописью! Он защитил диссертацию по поводу нервной системы животных - то есть по зоологии, а совсем не по полярным исследованиям.
Природа — лучший архитектор, справедливо решил известный морской инженер Колин Арчер, когда к нему обратились с заказом на корабль, способный противостоять натиску арктических льдов. Так на свет появилось инновационное судно «Фрам», секрет жизнестойкости даже в самых суровых условиях которого определялся простым, как яйцо, строением корпуса.
У форштевня судна памятник его создателю - Колину Арчеру.

Судно строится с таким расчетом, чтобы оно могло выдержать давление льда снаружи. Концепция Нансена была такова: судно вмерзает во льды и вместе со льдами дрейфует к Северному полюсу. Работая над проектом, Арчер взял за основу пропорции и форму яйца. Как показала практика, он не прогадал: льдины стискивали корабль, но благодаря острому носу «Фрам» не ломался — лишь с ещё большим напором скользил вперёд, прорубая льды.
Нансен рассчитал траекторию движения, где он должен вмерзнуть во льды, руководствуясь данными, которыми располагали ученые того времени. Экспедиция началась в 1893 году, и все пошло не так, как рассчитал Нансен. Вначале все шло хорошо. Фрам вмерз во льды, выдержал давление, но ученые в то время даже не могли предположить, что подо льдом в Арктике существует целый океан. Сегодня каждый ребенок знает о Северном Ледовитом океане. Считалось, что глубина там несколько сотен метров, а оказалось 4-5 км. Считалось, что там нет сильных течений, а оказалось сильнейшее течение несло корабль по другой траектории.

Он долго ждал и не знал, что делать. Старался разнообразить жизнь на судне. Они проводили научные исследования.

Спонсор экспедиции снабдил команду шоколадом. Но замкнутое пространство, жуткий холод сделали свое дело. Он идет на решительный шаг: Нансен и Йохансен покидают «Фрам» и отправляются в пеший поход к Северному полюсу с тремя санями, 28 собаками и тремя норвежскими флагами.

Переход, который планировали закончить за несколько недель, растянулся на целый год. Расчеты снова были неправильные. Двигаясь несколько десятков км на север, на самом деле двигались на юг вместе с льдиной. По дороге они убили всех собак, спали в намокших спальных мешках.
Подойдя к Северному полюсу ближе, чем кто-либо до них, Нансен и Йохансен все же были вынуждены повернуть на юг.

Нансен и Йохансен преодолевают разводья между ледяными полями на каяках и собранном из них катамаране.

Нансену сказочно повезло. Он, обессиленный, случайно в бесконечных льдах Арктики встречает ученого. Это самая счастливая случайность за всю историю арктических исследований. Так он спасся, и в 1896 году, воссоединившись со своей экспедицией на Фраме, возвращается в Норвегию национальным героем.

Нансен после экспедиции.

Когда идешь по кораблю, время отступает.

Во избежание поломки во льдах, винт мог быть быстро поднят из воды при помощи лебедки.

Машинное отделение.

Кают-компания.

Каюта Амундсена.

Аварийный набор для пешего перехода по льдам всегда наготове.

А еще за такой таинственной дверью есть комната.

Нажимаешь на кнопку, металлическая дверь раздвигается, заходишь внутрь, дверь за тобой закрывается. Становится жутко и очень холодно. Здесь воссозданы условия, корорые были на корабле во время плаванья со звуковыми эффектами.

Создается полный эффект присутствия: буквально чувствуешь под своими ногами заледенелую палубу корабля, видишь густое облачко пара, вырывающееся изо рта, слышишь чертыхания замерзших матросов и стенания пакового льда.
Ты слышишь… треск обшивок гибнущих в объятиях льда кораблей и стон леденящего душу и тело арктического ветра. Ты чувствуешь… убивающее все живое прикосновение мороза и фатальную безнадежность. Ты почти обоняешь… страх кучки людей, затерянных в «неизвестно где» и проходящих виток за витком по всем кругам ада.
Я была просто счастлива, когда вышла оттуда, ибо пройти надо было по шаткой палубе с леденящим ветром ло второй двери. Пути назад не было. А ведь в таких условиях жили люди...
Когда Норвегия утверждалась на мировой арене, Нансен отправляется на переговоры в Данию, чтобы датский принц стал королем Норвегии. Именно Нансен возглавляет норвежскую делегацию.
После окончания Первой Мировой Войны Нансен становится активным участником Лиги Наций.

Он организовал помощь голодающим в Поволжье. Он с симпатией относился к социалистическому строю. Когда Норвегия была оккупирована нацистами, здесь правил Квислинг, который возглавлял местную нацистскую партию. Квислинг был военным атташе в Петрограде, и Нансен выбирает его для организации помощи голодающим Поволжья. Справляется он с этим хорошо, за что был поощрен советским правительством. Потом он стал руководителем фашистского правительства в Норвегии и расстрелян после того, как оккупация закончилась.
Еще Нансен придумал нансеновские паспорта. Когда закончилась Первая Мировая Война, бывшие военнопленные остались без гражданства. Российской Империи уже не было, Германской Империи не было, Австрийской Империи не было, и людям выдавались паспорта без национальности, чтобы они могли устроиться в жизни и достичь тех мест, куда им нужно было.

Кстати, за организацию «нансеновских» паспортов Фритьоф Нансен был награжден Нобелевской премией.

В 1898 - 1902г. Свердруп организует экспедицию на Фраме к побережью Северной Канады, составляет карты неизвестных доселе островов. Экспедиция была успешной.

Небольшое судно Йоа принадлежало Руалю Амундсену, в 1903-1907г. он прошел на нем северным морским путем.

Сначала он хотел достичь Северного полюса, что не удалось Нансену. Пока он собирался, Северный полюс был уже покорен. Тогда он решает достигнуть Южного полюса. Амундсен на Фраме отправляется к побережью Антарктиды. 13 декабря 1911 года полюс был достигнут. Параллельно двигалась к полюсу экспедиция шотландца Роберта Скотта, но они опоздали на месяц, а на обратном пути все члены экспедиции замерзли. Амундсен писал тогда: «Я бы пожертвовал всем, решительно всем: деньгами, славой, всем, чем только можно, лишь бы только они были живы». На сегодняшний день на Южном полюсе находится американская научная станция, которая носит название «Амундсен-Скотт».
Амундсен возвращается, как национальный герой и продолжает заниматься исследованиями. Он изучает Арктику с самолетов и дирижаблей. В 20 годы была организована итальянская экспедиция на дирижабле, построенном под руководством итальянского генерала Умберто Нобиле. Планировалось, что дирижабль зависнет над Северным полюсом, участники экспедиции высадятся и установят итальянский флаг, а затем вернутся. Нобиле уже участвовал в совместных экспедициях с Амундсеном, но ему хотелось превзойти его. Дирижабль долетел до полюса, но высадиться не смогли из-за погодных условий. Затем дирижабль потерпел крушение, и никто не знал тогда о судьбе экипажа. Были организованы поисковые работы, часть экспедиции остались живы. Радиолюбители СССР услышали позывные выживших участников экспедиции, и большую часть людей спас самый крупный в мире на тот момент советский ледокол «Красин».
Амундсен выписывает самолет из Франции и тоже занимается поисками экспедиции Нобиле. Но самолет не был приспособлен для полета в арктических условиях, и Амундсен погибает во льдах.
До середины 30 годов Фрам был пришвартован на берегу Бюгдоя. Состояние его ухудшалось, но когда открыли музей, его можно видеть в первозданном виде. В плане полярных исследований маленькая Норвегия была впереди планеты всей.
А это карта третьей экспедиции на "Фраме" Амундсена на Южный полюс.

Фрам» и Амундсен в 1910 г.

Фрам во льдах Антарктики.

Третий музей, который мы успели посетить на острове Бюгде в Осло, опять-таки был посвящен смелым норвежским путешественникам. Это музей корабля «Фрам». И он посвящен полярным исследованиям.

Фрам — уникальное судно. Корабль был сделан специально для полярных исследований . Сейчас он выставлен в Осло, в специально построенном для него музее. Судно построили по инициативе норвежского путешественники Фритьофа Нансена.

Задачей Нансена была провести исследования течений Северного ледовитого океана . Чтобы получить сведения о них, он решил доплыть на корабле до Новосибирских островов. А затем позволил льдам сковать корабль. Льды и течение , по расчетам Нансена должно было вывести его к Шпицбергену .

Когда Нансен убедил в своей теории Новрежское географическое общество, он получил средства на строительство судна. Фрам был первый корабль, построенный специально для экспедиции.

Корабль Фрам.

Перед кораблестроителями стояла сложная задача: корабль должен быть достаточно крепким, чтобы льды не сломали его, а вытащили на поверхность. При этом он должен был быть удобным домом для членов команды.

Конструкторы исходили из того, что экипаж будет жить на судне в течение пяти лет. Поэтому судно строили с максимальным комфортом для обитателей. Также были предусмотрены различные варианты для выживаемости экипажа. Например: н а корабле была устроена система автономной подачи электричества при помощи ветрогенератора .

Экспедиции Фрама

Первая экспедиция в Арктику, в которую отправился корабль, состоялась в 1893 году. Тогда команда состояла из тринадцати человек. Провизии на корабле хватило бы на пять лет. По замыслу Нансена судно достигло 79o с .ш . После чего Фрам вмерз в лед и продолжил дрейфовать вместе с арктическими льдами на запад. На случай гибели судна, запасы угля и продуктов были перенесены на лед.

Дрейф «Фрама » прошел не так близко к полюсу , как надеялся Нансен . Поэтому Нансен с Ялмаром Йохансеном предприняли попытку достигнуть полюса пешком. Дойдя на собаках до 86o14 ’ с .ш ., они решили повернуть назад , отправившись к Земле Франца —Иосифа . Там они построили примитивную хижину и перезимовали . Весной на каяках полярники двинулись к мысу Флора. Там они встретились с американским исследовательским судном , которое и доставило их в Норвегию .

Что касается «Фрама », то он смог освободиться из льдов в у Шпицбергена, и направился к югу.

Маршрут движения экспедиции: красным плавание Фрама, синим — дрейф во льдах, зеленый — санный поход Нансена и Йохансенна

Во время второй экспедиции Фрама, в 1898 году на Канадский Арктический архипелаг были открыты острова Аксель-Хейберг, Эллеф-Рингнес, Амунд-Рингнес и другие. Также обследованы проливы и западный берег острова Элсмир. Все вновь открытые земли объявлялись владением Норвегии, которая формально владела этими территориями до 1930 г.

Не менее успешной была экспедиции судна в 1910 году. Тогда Руаль Амундсен отправился на Фраме в Антарктику. Судно подплыло к Антарктиде 13 января 1911 года. Здесь Амудсен пересаживается на собачьи упряжки и двигается к южному полюсу. 14 декабря 1911 года он достигает Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию Роберта Скотта . При возвращении назад Скотт погиб. С трагической историей Скотта можно ознакомиться по его дневникам в .

Музей «Фрам» в Осло.

Долгое время «Фрам» под командой капитана Нильсена базировался в Буэнос-Айресе, исполняя роль вспомогательного судна и транспорта для членов экспедиции.

В 1920-х годах, после более чем десятилетнего стояния на приколе, норвежские исследователи Ларс Кристенсен, Отто Свердруп и Оскар Вистинг выступили с инициативой сохранения корабля для истории и потомков. Тогда в 1929 г. начался капитальный ремонт судна. А в 1935 году шхуна была перемещена в Осло, в музей, который получил название корабля .

Про Нансена

В музее, помимо самого судна, можно ознакомится с историей полярных исследований и правозащитной деятельностью Нансена. Этот исследователь помогал людям с 1918 года и до своей смерти в 1930 году.

В результате его деятельности появился «нансеновский паспорт» — документ беженца. Первыми беженцами получившими этот документ, были беженцы из Советской России. Впоследствии его стали использовать для беженцев из фашистской Германии.

Также Нансен собирал гуманитарную помощь голодающим в России и на Украине. Его заслуги были оценены, и в 1922 году он был удостоен Нобелевской премии мира.

Фрам - короткое и ёмкое норвежское слово означающее "вперёд", давшее название самому легендарному кораблю.
Две экспедиции к Северному полюсу, многомесячный дрейф во льдах, экспедиция к Антарктиде, в ходе которой впервые был достигнут Южный полюс.

Нансен, Амундсен, Свердруп - имена-легенды, звучащие, как музыка и поверх этих распевов ледяных широт, как звук корабельной рынды - Фрамммммм...

Корабль-легенда. И у него есть собственный музей, где легенда оживает.

Как только я поняла, что у меня будет длинная стыковка в Осло, я уже через пять минут знала, чем я займусь. Я должна была оказаться в этом музее.

Идея строительства Фрама принадлежала Фритьофу Нансену. Именно он предложил для достижения Северного полюса использовать дрейфующие льды. А чтобы льды не раздавили судно - сделать бока его максимально покатыми.

Несмотря на то, что против проекта Нансена выступили все авторитетные полярники, корабль был построен.

В ходе этих экспедиций шхуна достигла широт 85° 57" с. ш. и 78° 41" ю. ш., дрейфовала в паковых льдах Центральной Арктики 1041 день от острова Котельный до Шпицбергена, два с половиной раза обогнула земной шар, пройдя более 54 000 морских миль

Это сухие цифры из википедии. Разве могут они рассказать истории полярных экспедиций.
В 1935 году Фрам вернулся в Осло, где стал главным экспонатом музея имени его имени.

Не знаю, насколько этот музей будет интересен тем, кто не сильно интересуется историей арктических экспедиций. Для меня же это был чистый восторг.

Экспозиция, рассказывающая про экспедиции к Северному и Южному полюсам. Множество фотографий и сохранившихся вещей. И в центе всего этого - главный виновник всех событий - корабль Фрам, который можно излазить вдоль и поперёк.

У входа посетителей встречает сам Нансен. Вернее его скульптура.

И сразу же - Фрам. Он находится в центре помещения и первый соблазн - поскорее забраться на него.

Но не стоит торопиться. Лучше немного отложить удовольствие, начав знакомство с главным персонажем с обхода по кругу.

К тому же вокруг очень много интересного. Один этаж посвящён экспедициям к Северному полюсу. Второй - к Южному.

Тут и сани Скотта, которые он использовал во время экспедиции к Южному полюсу

И палатка.
Мне кажется это тот момент, когда Скотт пришёл на полюс и увидел там палатку с запиской - привет от Амудсена.

И бедное затюканное чучело полярного медведя.
Похоже у всех музейных медведей одна и та же проблема. В Питере в музее Арктики и Антарктики у медведя совсем облезлый нос. А этот вот объявление написал.

И тот самый флаг с Южного полюса.

И возможность, надев ремень, попробовать, каково это тянуть сани. Для меня вот прям самое актуальное было.

И всяческие инсталяции изображающие наиболее драматичные моменты экспедиций.

И снаряжение, которое использовалось во время экспедиций.

Много фотографий, биография Нансена и его личные вещи.
И всё это - в полумраке, под шум волн и периодическое "бдзымммм" корабельной рынды.

Но вот наконец, когда всё просмотрено, а корабль неоднократно обойдён по кругу, пора на палубу.

Там пахнет деревом и морем и полыхает северное сияние.

Можно спуститься вниз, туда где машинное отделение, камбуз, каюты и кают-компания.


В XIX веке Северный полюс не давал покоя многим мореплавателям и морским путешественникам. Полярный архипелаг в тот период был мало изучен. Считалось, что в этом районе расположена обширная суша, поэтому много смельчаков стремилось туда. Одним из них был молодой норвежский ученый Фритьоф Нансен (Fridtjof Nansen). Одержимый желанием исследовать Арктику и добраться дальше всех мореплавателей Нансен возглавил экспедицию, состоявшую из 13 человек.

Мореплаватели отправились к Северному полюсу 24 июня 1893 года на трехмачтовом парусном судне с нетипичным видом корпуса. Шхуна под названием «Фрам », что в переводе с норвежского означает «вперед» считается одним из уникальных судов деревянной постройки и поэтому заслуживает определенного внимания. Дело в том, что для подобных мореплаваний требовался корабль, способный сдерживать натиск льда. Зная этот факт Ф. Нансен обратился к малоизвестному тогда судостроителю Колину Арчеру, который жил и работал в норвежском городке Larvik. Инженер понял проблему и предложил революционную идею, которая принесла известность кораблестроителю и его творению.

Шхуна «Фрам » была спущена на воду в 1893 году. К числу уникальных характеристик судна можно отнести: корпус, который имел форму в виде яйца - это позволяло выталкивать его на поверхность в случае сжимания льдов. Кроме того состояла из двух корпусов - внешний был выполнен из древесины и покрыт слоем специальной краски, которая могла противостоять обмерзанию и была нанесена по всей поверхности корпуса от киля до руля. На одно судна Нансен положиться не мог, поэтому для уверенности была дополнительно установлена паросиловая установка, развивающая мощность до 220 лошадиных сил. В свою очередь, руль и винт были сделаны так, что их можно было убирать вовнутрь. Также на судне Нансена был впервые смонтирован примитивный генератор для производства электрической энергии. Каюты корабля были тщательно утеплены и изолированы от холода для комфортного пребывания в них экипажа.

шхуна «Фрам» фото



Итак, шхуна «Фрам » и ее экипаж оставили Осло 24 июня 1893 года. Сразу после выхода в Северное море команда мореплавателей попала в небольшой шторм. Шхуна вела себя ужасно, но уже 12 июля благополучно добралась до норвежского порта Трёмсе. Пополнив запасы и взяв с собой еще несколько необходимых теплых вещей, моряки покинули Норвегию 20 июля 1893 года.

Спустя несколько дней «Фрам » благополучно достиг Новосибирских островов. Следуя вдоль кромки льда севернее острова Котельный, первооткрыватели пришвартовались к льдине и расположились на зимовку. хорошо понимали, что в таком дрейфе они могут провести несколько месяцев. На льдине моряки соорудили небольшую ветряную мельницу, обеспечив себя электричеством, для чего им понадобилось демонтировать паросиловую установку судна.

Нансен на льдине

«Фрам» теперь был не кораблем, а арктической станцией. Все люди на борту были заняты исследованиями. На льдине были установлены метеорологические датчики для измерения температуры моря, глубины, солености и т. д.

Время тянулось медленно. Милю за милей проходил дрейф. Предположения Ф. Нансена подтвердились - шхуну несло на северо-запад. Во время такого плавания экспедиция установила, что глубина Северного Ледовитого океана достигает 3 километра.

Прошел один год. Шхуна «Фрам » продрейфовала 189 миль и достигла 81 градус северной широты. Ф. Нансен принял решение продолжить путешествие к Северному полюсу на каяках. Собрав группу людей, первопроходчик взял с собой провиант на несколько недель и отправился в путь. С большим усердием, преодолевая нагромождения торосов и постоянный ветер, исследователи медленно продвигались к вершине Земли. Вскоре через три недели пути обессиленный Нансен сделал вывод, что к назначенной цели полярникам не дойти, а если даже попытаться - можно погибнуть от холода, к тому же некоторых из них уже сразил синусит . Однако было у Нансена и утешение - путешественник приблизился к Северному полюсу намного ближе, чем кто-либо и достиг 86°14" северной широты.

Путь на юг был не менее трудным. Через три мучительных месяца полярникам удалось добраться до Земли Франца Иосифа. Перезимовав до лета 1896 года, мореплаватели неожиданно встретили английскую экспедицию Джексона и на их судне вернулись в Норвегию.

Ф. Нансен волновался за судьбу шхуны. От экипажа судна не было новостей уже полтора года. Но вскоре стало известно, что благополучно завершил дрейф в районе острова Шпицберген, а оттуда продолжил свой рейс, прибыв в норвежский городок Tromso.

Вернувшись на родину Фритьоф Нансен получил мировое признание. Первооткрывателя чествовали во многих географических обществах и до наших дней его считают одним из величайших полярников. Нансен стал прекрасным мореплавателем, а полярные льды он превратил в союзников, и в этом ему помогла шхуна «Фрам ».

Фрам (норв. Fram, «Вперёд») - знаменитый корабль, на котором с 1893 по 1912 годы осуществлялись три норвежские экспедиции к Северному и Южному полюсам. Название корабля в переводе с норвежского означает Вперед.

Был специально построен как экспедиционное судно. От самой постройки является государственной собственностью.

Конструкция: Конструктором корабля был известный кораблестроитель Колин Арчер. «Фрам» считается самым прочным кораблём из дерева, среди когда либо построенных.

Арчер создал «Фрам» специально для арктической экспедиции Фритьофа Нансена, который предполагал вмерзнуть в арктические льды и с помощью дрейфа достичь Северного полюса.
Необходимое условие прочности корпуса, способного выдержать давление льдов, конструктор заложил в проект, кроме того, Нансен проводил опыты по трению различных материалов о лёд. Из-за этого корабль имел значительную осадку и нетипичные для того времени обводы.

Поперечное сечение корпуса соответствовало форме яйца (как у лоцманского бота), борта корабля были сделаны толщиной 80 сантиметров, носовая часть усилена - ее толщина достигала 120 см. Форштевень был сделан из двух наложенных друга на друга дубовых балок, окованных сталью. Набор - дубовый, обшивка - сосновая в четыре слоя.
Для строительства судна ВМФ предоставил итальянский дуб, вылежавший под крышей 30 лет. Три слоя обшивки крепились болтами и гвоздями к набору судна, внешняя «ледяная» обшивка крепилась нагелями и могла быть содрана льдом.
Расстояние между шпангоутами не превышало 3-4 см, это пространство было залито битумом с опилками, для достижения полной водонепроницаемости.

Изнутри борта обиты пробкой, войлоком, оленьими шкурами и декоративной панелью из ели. Первоначально Нансен предполагал, что судно будет иметь небольшие размеры - не более 170 регистровых тонн вместимости, но после окончательного согласования планов экспедиции, увеличил размер до 402 рег. т.

Парусное вооружение принималось как у гафельной шхуны. Так как мощный корпус получился достаточно тяжелым (420 т. с паровой машиной и наполненным котлом), то скоростные характеристики корабля были принесены в жертву надежности.
Судно отличалось превосходной управляемостью, было вёртким, легко всходило на волну, но отличалось валкостью из-за скруглённых обводов и отсутствия киля.
Помимо парусов корабль был оборудован паровым двигателем (машина тройного расширения с кулисой, позволяющей превратить её в компаунд; номинальная мощность 220 л.с.).
Во избежании поломки во льдах, винт мог быть быстро поднят из воды с помощью лебедки. Также, впервые в истории, для выработки электричества на «Фраме» была установлена динамомашина, которая могла работать либо от паровой машины, либо от ветряка. Был также взят ручной привод для генератора, но им так не воспользовались.

В конструкцию были заложены повышенные требования по обитаемости и компоновке внутреннего пространства, таким образом экипаж мог находиться на шхуне в путешествиях сроком до пяти лет.
Жилые помещения в 1893 г. располагались под кормовой полупалубой, и освещались через потолочные иллюминаторы (герметичные с тройной рамой). Жилой блок включал камбуз (он же ванная), большую кают-компанию, которая со всех сторон была окружена четырьмя индивидуальными каютами и двумя четырёхместными.
Отопление - печное, причём отапливались только кают-компания и камбуз. Камбузная плита и хлебопекарная печь были снабжены нефтяными капельными горелками оригинальной конструкции Нансена.
Вентиляция осуществлялась только через камбузный и печной дымоходы. По Нансену, зимой 1894 г. во внутренних помещениях поддерживалась температура +22 Ц.

Экспедиции

Фрам принимал участие в следующих экспедициях:

Исследователь Годы Цель экспедиции

Фритьоф Нансен 1893 - 1896 Центральная Арктика

Отто Свердруп 1898 - 1902 Канадский Арктический архипелаг

Руаль Амундсен 1910 - 1912 Антарктика

Через арктические льды к Северному полюсу План Нансена заключался в плавании специально сконструированного судна, которым являлся «Фрам», по Северо-восточному проходу к Новосибирским островам, где оно должно было вмерзнуть во льды. Экипаж, находясь на судне, дрейфовал бы вместе со льдами к Северному полюсу.

Экспедиция, в составе 13 человек (причём 13-й - матрос Бернт Бентсен (1860 - 1899), вошёл в состав команды за полчаса до отплытия), отправилась из Христиании в июне 1893 года, имея запас провизии на пять лет. Угля было взято 100 т., что соответствовало запасу на шесть месяцев полного хода, а, кроме того, по 20 тонн керосина и сырой нефти для отопления внутренних помещений.
Полезная нагрузка (конструкционная - 380 т.) была превышена более чем на 100 тонн, так что при отплытии «Фрам» имел надводный борт высотой не более 50 см.

«Фрам» проследовал вдоль северного побережья Сибири. Не доходя до Новосибирских островов около 100 миль, Нансен изменил курс на более северный. К 20 сентября, достигнув 79º с.ш., «Фрам» прочно вмерз в паковый лед. Нансен и его команда приготовились к дрейфу на запад, к Гренландии: паровая машина была разобрана, в машинном отделении была устроена мастерская.
В дальнейшем помещения для астрономических наблюдений, а также кузница были оборудованы прямо на льду. С «Фрама» также были сняты все шлюпки, а на лёд перенесены 20 тонн угля и продукты питания на 6 месяцев - на случай гибели суда. Шлюпки позднее были использованы как источник пиломатериалов для изготовления лыж и нарт.

Дрейф «Фрама» прошел не так близко к полюсу, как надеялся Нансен. Нансен вдвоем с Ялмаром Йохансеном покинули судно и попытались достигнуть полюса пешком.
Они смогли достичь 86º14’ с.ш., и решили повернуть назад, отправившись к Земле Франца-Иосифа. В августе 1895 - мае 1896 гг. они были вынуждены зимовать в экстремальных условиях на о. Джексона (в 2002 г. прозводились археологические раскопки на этом месте). 19 июня 1896 г. Нансен и Йохансен вышли на базу Эльмвуд экспедиции Фредерика Джексона на мысу Флора о. Нордбрук.

У Шпицбергена «Фрам» смог освободиться из льдов и направился к югу, после 1041 дня дрейфа. Блестяще зарекомендовала себя система ветрогенератора для выработки электроэнергии для освещения (работала с октября 1893 по август 1895 г., разобрана из-за износа механизмов).
Хотя судно не предназначалось для использования в качестве ледокола, но за 28 ходовых суток было пройдено 100 миль в ледовых полях в июне-июле 1896 г. В августе 1896 году Нансен и Йохансен встретились с судном экспедиции в норвежском порту Варде.

Научные исследования Свердрупа

В 1898 году Отто Сведруп, который был капитаном «Фрама» во время экспедиции Нансена, направился в четырехлетнюю экспедицию на корабле в Канадский Арктический архипелаг.
В результате путешествия были открыты острова Аксель-Хейберг, Эллеф-Рингнес, Амунд-Рингнес и другие. Были обследованы практически все проливы архипелага и нанесён на карту западный берег острова Элсмир. Все вновь открытые земли объявлялись владением Норвегии, которая формально владела этими территориями до 1930 г.

Судно было переоборудовано для размещения 16 человек команды: на верхней палубе возведена надстройка, занявшая 2/3 длины судна, была ликвидирована штурманская кабина.
Внутри надстройки разместилась крытая мастерская, а также носовая кают-компания и помещения для экипажа. После перестройки вместимость «Фрама» достигла 600 рег. т. Для улучшения мореходных качеств был добавлен выступающий фальшкиль.

После возвращения экспедиции в 1902 г., «Фрам» был поставлен на прикол в гавани Хортена, и оказался заброшен, изредка используясь для корректировки артиллерийского огня во время учебных стрельб. После пожара 1905 г. было полностью уничтожено парусное вооружение судна.

Экспедиция Амундсена к Южному полюсу

В 1907 г. «Фрам» парламентским актом был передан экспедиции Амундсена, во время которой предполагалось начать пятилетний дрейф через Арктику в районе Берингова пролива, для чего следовало предварительно пересечь Атлантический и Тихий океаны. Судно подверглось генеральной ревизии, в ходе которой выяснилось, что деревянная конструкция, выдержавшая две арктические экспедиции, не повреждена, однако внутренняя теплоизоляция и угольные ямы поражены грибком.
В ходе капитального ремонта в 1908 - 1909 гг. «Фрам» был переоборудован для перехода через Тихий океан. Паровая машина была заменена на двухцилиндровый дизельный двигатель (180 л.с.).
Запас керосина (90 т.) обеспечивал 95 дней беспрерывной работы двигателя. Поскольку двигатели фирмы Дизеля в 1909 г. были, скорее, экспериментальными моделями, бортмехаником «Фрама» стал конструктор его двигателя - Кнут Сюндбек.

Помещения для экипажа были расширены, чтобы можно было вместить 20 человек и запасы продовольствия на 2 года вперёд, 100 ездовых собак, дом для зимовки в Антарктиде, запасы угля и дров и т. д. После всех перестроек, водоизмещение «Фрама» достигло 1100 т.
В 1910 году Руаль Амундсен отправился в Антарктику, причём с мая 1910 по январь 1911 г. было пройдено 16 тыс. морских миль без захода в порты. 13 января 1911 года, Амундсен приплыл к ледяному барьеру Росса в Антарктиде.
Он высаживается в Китовой бухте материка Антарктида, выехав на собачьих упряжках 19 октября 1911 года, уже к 14 декабря 1911 года достигает Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию Роберта Скотта.
«Фрам» под командой капитана Нильсена базировался в Буэнос-Айресе, исполняя роль вспомогательного судна и транспорта для членов экспедиции.

Сохранение корабля

После экспедиции Амундсена корабль поставили на стоянку. В 1914 году велись переговоры об использовании судна для церемонии открытия Панамского канала, но переговоры сорвались (в литературе можно встретить миф, что именно «Фрам» был первым судном, прошедший через Панамский переешек).

Ещё в 1916 году Амундсен рассматривал перспективу использования судна для похода к Северному полюсу (по прежней программе), но в итоге предпочёл построить новое. До 1914 г.
«Фрам» оставался в Буэнос-Айресе, разрушаясь крысами и древоточцами. В 1918 году «Фрам» был полностью разукомплектован для подготовки экспедиции Амундсена на «Мод» (был снят весь такелаж, дельные вещи, даже мебель из жилых помещений).

В 1920-х годах, после более чем десятилетнего стояния на приколе, норвежские исследователи Ларс Кристенсен, Отто Свердруп и Оскар Вистинг выступили с инициативой сохранения корабля для истории и потомков. В 1929 г. начался капитальный ремонт судна. В 1935 году шхуна была перемещена в музей, который получил название корабля.
Судну был придан первозданный облик. В настоящее время «Фрам» находится в сухом ангаре в Осло в Музее Фрама. На борту «Фрама» умер Оскар Вистинг, друг и соратник Амундсена. Как пишет Геннадий Фиш: «И когда корабль, навеки простившись с солёной волной, встал на железобетонные опоры, сердце старого полярника не выдержало... Оскар Вистинг умер от разрыва сердца на палубе любимого корабля…»

Новый носитель имени

В мае 2007 года норвежской компанией en:Hurtigruten был спущен на воду исследовательский круизный лайнер «Фрам» (Fram). Судно является сравнительно небольшим (предназначено только для 300 пассажиров), его характеристики:

Длина 114 м,

Ширина чуть больше 20 м,

Грузовместимость - 25 автомобилей.

Судно используется для сложных экспедиций - благодаря своим размерам оно может заходить в такие места, куда не добраться на крупном круизном лайнере, а также следовать вдоль побережья, а не в открытом море.