Коррекционные школы для детей с умственной отсталостью. Коррекционные школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают? Надомное обучение - как вариант

\ Родителям детей и подростков \ Дети с отклонениями в развитии \ Коррекционная школа 8 вида. Школа для умственно-отсталых детей.

Коррекционная школа 8 вида. Школа для умственно-отсталых детей.

В специализированном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида проводится обучение и воспитание детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

В начальной школе (первые 4 класса)осуществляется всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности воспитанника, выявление его возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса. Психолого-педагогическая работа направлена на привитие интереса к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию детей, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, поведении. Наполняемость классов до 12 человек. В старших классах учащиеся получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность и соответствующие психофизическим возможностям. В 10-11 классах основное направление работы -производственное обучение, прививаются навыки самостоятельной работы в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях. Профессиональное обучение осуществляется с учетом интересов и психофизических возможностей. В случае успешного усвоения профессиональных навыков, выпускникам может быть присвоен квалификационный разряд(решение принимается администрацией заинтересованного предприятия). В коррекционном учреждении VIII вида организуется обучение разным по уровню сложности видам труда с учетом интересов воспитанников и в соответствии с их психофизическими возможностями, потребности в рабочих кадрах, возможностей трудоустройства выпускников, продолжения их обучения в специальных группах учреждений начального профессионального образования.

Продолжение профессионального образования осуществляется в специальных группах учреждений начального профессионального образования. В коррекционном образовательном учреждении VIII вида могут создаваться и функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью, наполняемость которых не должна превышать 8 человек. Специалисты НДЦ помогут родителям выбрать школу, а детям — адаптироваться к процессу образования и школьному коллективу.

- предназначены для детей с глубокими нарушениями слуха (глухота) .

Основная задача – научить глухого ребенка общаться с окружающими, освоить несколько видов речи: устную, письменную, тактильную, жестовую. В учебное расписание включаются курсы, направленные на компенсацию слуха посредством использования звукоусиливающей аппаратуры, коррекция произношения, социально-бытовая ориентировка и другие.

Коррекционные школы 2 вида

- для слабослышащих или поздноглохших детей .

Она направлена на восстановление утраченных слуховых способностей, организации активной речевой практики, обучению коммуникативным навыкам.

Коррекционные школы 3 вида

Принимаются незрячие дети, а также дети с остротой зрения от 0,04 до 0,08 со сложными дефектами, ведущими к слепоте .

Коррекционные школы 4 вида

- для детей с остротой зрения от 0,05 до 0,4 с возможностью коррекции .

Специфика дефекта предполагает обучение с использованием тифлооборудования, а также специальных дидактических материалов, позволяющих усваивать поступающую информацию.

Коррекционные школы 5 вида

- предназначено для детей, имеющих общее недоразвитие речи, а также тяжелую речевую патологию.

Основная цель школы – коррекция речевого дефекта. Весь учебно-воспитательный процесс организован таким образом, чтобы дети имели возможность развивать речевые навыки в течение всего дня. При устранении речевого дефекта, родители имеют право перевести ребенка в обычную школу.

Коррекционные школы 6 вида

- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата .

В коррекционном учреждении осуществляется восстановление двигательных функций, их развитие, коррекция вторичных дефектов. Особое внимание уделяется социально-трудовой адаптации воспитанников.

Коррекционные школы 7 вида

- принимает детей с задержкой психического развития, причем с возможностями интеллектуального развития.

В школе осуществляется коррекция психического развития, развитие познавательной деятельности и формированию навыков учебной деятельности. По результатам обучения в начальной школе воспитанники могут быть переведены в общеобразовательную школу.

Коррекционные школы 8 вида

- детям с умственной отсталостью для обучения по специальной программе.

Цель обучения – социально-психологическая реабилитация и возможность интеграции ребенка в общество. В таких школах существуют классы с углубленной трудовой подготовкой.

Подробнее о коррекционных школах

Абсолютное большинство коррекционных школ имеют большую степень специализации и почти все перечисленные виды коррекционных школ обучают детей в течение двенадцати лет и имеют в своем штате специалистов дефектологов, логопедов, психологов.

В последние годы создаются специальные образовательные учреждения и для других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности: с аутистическими чертами личности, с синдромом Дауна.

Имеются также санаторные (лесные школы для хронически болеющих и ослабленных детей. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения финансируются соответствующим учредителем.

Каждое такое образовательное учреждение несет ответственность за жизнь воспитанника и обеспечение его конституционного права на получение бесплатного образования в пределах специального образовательного стандарта.

Всем детям обеспечиваются условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.

Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений (за исключением школы VIII вида) получают цензовое образование (т.е. соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы: например, основное общее образование, общее среднее образование).

Им выдается документ государственного образца, подтверждающий полученный уровень образования или свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения.

В специальную школу ребенка направляют органы управления образованием только с согласия родителей и по заключению (рекомендации) психолого-медико-педагогической комиссии.

Также, с согласия родителей и на основании заключения ПМПК ребенок может быть переведен внутри специальной школы в класс для детей с умственной отсталостью только после первого года обучения в ней.

В специальной школе может быть создан класс (или группа) для детей со сложной структурой дефекта по мере выявления таких детей в ходе психолого- медико -педагогического наблюдения в условиях образовательного процесса.

Помимо этого в специальной школе любого вида могут быть открыты классы для детей с выраженными нарушениями в умственном развитии и сопутствующими им другими нарушениями. Решение об открытии такого класса принимает педагогический совет специальной школы при наличии необходимых условий, специально подготовленных кадров.

Главные задачи таких классов - обеспечение элементарного начального образования, создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, получения им допрофессиональной или элементарной трудовой и социально-бытовой подготовки с учетом его индивидуальных возможностей.

Ученик специальной школы может быть переведен для обучения в обычную общеобразовательную школу органами управления образованием с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) и на основании заключения ПМПК, а также в случае, если в общеобразовательной школе имеются необходимые условия для интегрированного обучения.

Помимо образования специальная школа обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности медицинское и психологическое сопровождение, для чего в штате специальной школы имеются соответствующие специалисты.

Они работают в тесном взаимодействии с педагогическим персоналом, осуществляя диагностическую деятельность, психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия, поддерживая в специальной школе охранительный режим, участвуя в профконсультировании.

При необходимости дети получают медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж, закаливающие процедуры, посещают занятия лечебной физкультурой.

Процесс социального адаптирования, социальной интеграции помогает осуществлять социальный педагог. Его роль особенно возрастает на этапе выбора профессии, окончания выпускниками школы и перехода в послешкольный период.

Каждая специальная школа уделяет значительное внимание трудовой, предпрофессиональной подготовке своих воспитанников. Содержание и формы подготовки зависят от местных особенностей: территориальных, этнонациональных и культурных, от потребностей местного рынка труда, возможностей воспитанников, их интересов. Сугубо индивидуально выбирается профиль труда, включающий в себя подготовку к индивидуальной трудовой деятельности.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеющих особые образовательные потребности, создаются специальные детские дома и школы-интернаты в соответствии с профилем нарушений в развитии. Преимущественно это детские дома и школы-интернаты для детей и подростков с интеллектуальным недоразвитием и трудностями в обучении.

В случае, если ребенок не в состоянии посещать специальное (коррекционное) образовательное учреждение, организуется его обучение в домашних условиях.

Организация такого обучения определяется постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» от 18 июля 1996 г. № 861.

Впоследнее время стали создаваться школы надомного обучения , персонал которых, состоящий из квалифицированных специалистов-дефектологов, психологов, работает с детьми как в домашних условиях, так и в условиях частичного пребывания таких детей в школе надомного обучения.

В условиях групповой работы, взаимодействия и общения с другими детьми ребенок осваивает социальные навыки, приучается к обучению в условиях группы, коллектива.

Право на обучение в домашних условиях получают дети, заболевания или отклонения в развитии у которых соответствуют указанным в установленном Министерством здравоохранения РФ специальном перечне. Основанием для организации надомного обучения является медицинское заключение лечебно-профилактического учреждения.

К оказанию помощи в обучении детей на дому подключаются школа или дошкольное образовательное учреждение, находящееся поблизости. На период обучения ребенку предоставляется возможность бесплатного пользования учебниками, фондом библиотеки школы.

Педагоги и психологи школы оказывают консультативную и методическую помощь родителям в освоении ребенком общеобразовательных программ.

Школа обеспечивает промежуточную и итоговую аттестацию ребенка и выдает документ о соответствующем уровне образования.

В аттестации принимают участие и педагоги-дефектологи , привлекаемые дополнительно для ведения коррекционной работы.

Если ребенок с особыми образовательными потребности обучается на дому, органы управления образованием компенсируют родителям затраты на обучение в соответствии с государственными и местными нормативами финансирования обучения ребенка в соответствующем типе и виде образовательного учреждения.

Для обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков со сложными, с тяжелыми нарушениями в развитии, сопутствующими заболеваниями, а также для оказания им комплексной помощи создаются реабилитационные центры различных профилей.

Это могут быть центры: психолого - медико - педагогической реабилитации и коррекции; социально-трудовой адаптации и профориентации; психолого-педагогической и социальной помощи; специальной помощи семье и детям, оставшимся без попечения родителей и др.

Задачей таких центров является оказание коррекционно-педагогической, психологической и профориентационной помощи, а также формирование навыков самообслуживания и общения социального взаимодействия, трудовых навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями. В ряде центров ведет специальная образовательная деятельность.

Занятия в реабилитационных центрах строятся по программам индивидуального и. группового воспитания и обучения. Нередко центры оказывают консультативно-диагностическую и методическую помощь родителям детей с особыми образовательными потребностями, в том числе информационную и правовую поддержку.

Реабилитационные центры оказывают также социальную и психологическую помощь бывшим воспитанникам образовательных учреждений д. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Реабилитационные центры помогают образовательным учреждениям массового назначения, если там обучаются и воспитываются дети с особыми образовательными потребностями: вед коррекционно-педагогическую работу и консультирование.

Для оказания логопедической помощи детям дошкольной школьного возраста, имеющим отклонения в развитии речи обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения, работает логопедическая служба.

Это может быть введение штат образовательного учреждения должности учителя-логопеда; создание в структуре органа управления образованием логопедического кабинета или создание логопедического центра.

Наиболее широко распространенной формой стал логопедический пункт при общеобразовательном учреждении.

Основными задачами ее: деятельности являются: коррекция нарушений устной и письменной речи; своевременное предупреждение неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями; распространение основных логопедических знаний среди педагогов и родителей. Занятия на логопедическом пункте проводятся как в свободное роков время, так и во время уроков (по согласованию с администрацией школы).

Дети с установленным диагнозом задержка психического развития и обучающиеся в классах коррекционно-развивающего обучения получают логопедическую помощь учителя-логопеда , прикрепленного к данному классу.

Когда моему ребёночку исполнилось 2 года, он пошёл сначала в обычный евангелический садик. Через некоторое время садик решил переквалифицироваться. Государство выдавало дотации для тех детсадов, которые интегрировали в обычную программу и в группы здоровых детей и детей умственно или физически отсталых. Воспитатели должны были пройти какое-то дополнительное обучение, чтобы уметь обходиться с больными детьми, и всё пошло так же гладко, как и до интеграции больных детей. Я порадовалась, потому что дети воспринимают жизнь без всяких предрассудков и предубеждений. Было бы здорово, если бы ребёнок вырос с пониманием того, что больные люди - это часть нашего общества.

В следующем году мой ребёнок идёт в школу, и у меня начинаются новые проблемы. Не без удивления я узнала, что Европейский парламент ещё в конце 90-х постановил, что умственно отсталые дети имеют право на образование в обычных, общеобразовательных школах. И вот здесь я первый раз споткнулась о свою толерантность.


Садик - вещь прекрасная и базовая для последующей социальной жизни в школе. Но там, в садике, ещё не нужно учить физику и математику, делать уроки и работать на своё будущее. Ежедневная игра для физического и умственного развития садика не идёт ни в какое сравнение с тем, что происходит в школе.

Мне кажется, что нужно принципиально различать программу для детей умственно отсталых и программу для здоровых детей, как и подход к разным группам, потому что если к проблемам "нормальной" школы добавятся проблемы больных детей - сладко, да без основательной подготовки, никому не будет.

Ребёнком я очень страдала в школе от тех, кто срывал уроки или учился из рук вон плохо. Школьное обучение давалось мне очень легко. Уроки я успевала делать на переменках или тут же в конце урока, читала быстро, улавливала материал на ходу. Другими словами, в школе я скучала. Мама очень боялась за меня и просила не высовываться, сидеть тихо и смирно, даже если я знаю больше, чем остальные. О том, чтобы перепрыгнуть хотя бы один класс, не было и речи. Я и так пошла в школу с 6-ти лет. К тому же мама очень боялась, что я не потяну программу более сатаршего класса, или ко мне будут плохо относиться старшие дети и т.д.

А тем временем те, кто не поспевал за школьной программой, реально тянули всех на дно. Учителя тратили бОльшую часть своего академического часа на то, чтобы утихомирить отстающих детей - ни для кого не секрет, что именно двоечники срывали всегда крышу. (Это я сейчас умная и понимаю, что это были всего лишь дети, к которым не нашли правильного подхода! Дети, которые хотели привлечь к себе внимание, не хотели чувствовать себя отбросами общества.)

Когда на общешкольном родительском собрании подняли тему разделения классов по принципу успеваемости, мама одного двоечника стала биться в истерике и кричать, что до Генералього секретаря КПСС дойдёт, чтобы всех активистов, желающих отправить её неуспевающего ребёнка в класс с такими же неуспевающими, посажали по тюрьмам. При этом сами учителя предлагали систему, по которой отстающих детей, в случае их успехов, переводили бы в более успевающий класс. Нет, я понимаю родителей - кому охота получить удар в лицо тем, что ребёнок не очень способный и нуждается в индивидуальном подходе. Но с другой стороны ведь лучше быть лучшим среди себе равных, чем самым худшим среди сильно продвинутых. А после школы всё равно бы уже никто не знал, был это спецкласс или ещё какой-то другой.

Идея разделить детей по успеваемости и готовить программу образования по способностям не прижилась в нашей средней школе.

У немцев такая система образования, с разделением по способностям, работает очень давно, имеет свои плюсы и минусы. После начальной школы детям выписывают приговор: распределяют по способностям по разным школам. Родители вправе опротестовать этот приговор и отправить своего ребёнка в такую школу, которую считают наиболее подходящей. У моих родителей не получилось в своё время опротестовать приговор школьной комиссии. Когда мы приехали в Германию, мои младшие сёстры не говорили на немецком! Конечно же их отправили в школу с базовым образованием да на год младше: чтобы они хотя бы на материале не напрягались, а учили язык. Через год среднюю сестру перевели в гимназию - она сейчас социальный педагог. Младшую сестру перевели тоже через год, но уже в обычную среднюю школу - она сейчас архитектор, защищает мастера в этом году.

Какие школы есть в Германии?
Sonderschule (спецшкола): школа для умственно отсталых детей или детей с другой инвалидностью (в основном речь, слух и зрение)
Hauptschule (школа базового образования): школа для детей с низкой успеваемостью и часто детей с миграционным прошлым.
Realschule (общеобразовательная школа): средняя школа, в которой можно получить образование, сравнимое с русским школьным образованием до 8-го класса. После выпуска детям нужно поступать в другую школу, если они хотят стать абитуриентами и получить высшее образование.
Gesamtschule (средняя школа): средняя школа, где можно получить абитур.
Gymnasium (гимназия): школа с повышенными требованиями и усложнённой программой, бОльшим числом предметов и т.д.

Кроме этого есть ещё целый ряд альтернативных, в основном частных школ. Например, школы-интернаты, частные школы, в том числе и с методикой образования по Марии Монтессори, Вальдорф-школы, католические и евангелические школы, раздельные гимназии для мальчиков и девочек и т.д.

Сейчас у нас всё сильнее слышны голоса на правительственном уровне, что дети, которые попадают в спецшколы и школы базового образования лишаются всякого будущего: их не берут на последующую учёбу, их лишают всякой надежды, из них растят потенциальных безработных. Что, мол, надо бы объединить все школы в одну, чтобы были только средние школы или гимназии. Т.е. советский вариант образования, когда те, кто не хочет или просто не может учиться, срывают уроки и доводят учителей до белого коленья. И теперь представьте, что к этим проблемам "нормальной" школы добавятся проблемы детей, поступивших в обычную школу из специальной...

Закон Европейского парламента конца 90х о том, что умственно отсталые дети имеют право на посещение обычных школ, сильно играет на руку сторонникам слияния разных систем школьного образование воедино. Они не хотят присмотреться к ошибкам или слабым местам в образовании спецшкол и что-то там улучшить, они хотят, как это делали в Советском Союзе, подсадить к отличнику двоечника, чтобы последний толкал первого в плечо и списывал у него.

И я поняла, что не хотела бы, чтобы мой ребёнок учился в одном классе с умственно отсталым ребёнком, на которого учитель затрачивает дополнительные средства, вместо того, чтобы концентрироваться на общей программе для здоровых детей. Больной ребёнок нуждается в особенном подходе и точка.

Мне почему-то кажется, что обучение умственно отсталых детей в обычной школе, где их проблемы и уровень восприятия информации полностью игнорируются - настоящая медвежья услуга и больному ребёнку и учителю.

Учитель, которому нужно справиться с классом из 20-30 здоровых детей лезет к вечеру на стену. А что говорить о случаях, если в такие классы должны попасть больные дети?

А вы что об этом думаете? Как в России решают такие проблемы? Изменилась ли школьная система образования?