Киевская митрополия упц мп. Запретят ли на украине русскую православную церковь. Что будет, если украинские церкви действительно присоединятся к Константинопольскому патриархату

И Священному Синоду Русской православной церкви, в котором содержались предложения, призванные усилить авторитет священноначалия УПЦ для более активного противостояния раскольникам из УАПЦ и униатам.

  1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в её управлении.
  2. В связи с этим наименование «Украинский Экзархат» - упраздняется.
  3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается Украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.
  4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины».
  5. Митрополиту Киевскому и всея Украины, в пределах Украинской Православной Церкви, усвояется титул «Блаженнейший».
  6. Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношения креста во время Богослужения.
  7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет епархии в пределах Украины.
  8. Митрополит Киевский и всея Украины как Предстоятель Украинской Православной Церкви является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.
  9. Настоящее Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви подлежит утверждению Поместным Собором Русской Православной Церкви с внесением соответствующих изменений в Устав об управлении Русской Православной Церкви.

УПЦ при Филарете (Денисенко)

Вскоре три архиерея - епископы Черновицкий Онуфрий (Березовский), Тернопольский Сергий (Генсицкий) и Донецкий Алипий (Погребняк) - дезавуировали свои подписи под Обращением . На следующий день, 23 января , решением Синода УПЦ они были смещены со своих кафедр.

Священный Синод РПЦ, состоявшийся 18-19 февраля , принял обращение к митрополиту Филарету и епископату Украинской Православной Церкви с требованием «Незамедлительно пересмотреть решение Украинского Синода от 23 января, чтобы внести мир в сердца братьев архиереев и в их скорбящую паству, взывающую ныне о справедливости в Церкви. Это позволит сохранить мир церковный и единство Украинской Православной Церкви ».

Раскол

В связи с многочисленными неканоническими вмешательствами Московской Патриархии во внутренние дела нашей Церкви и на основании того, что Украина с 1 декабря 1991 года стала независимым государством, мы доводим до сведения Вашего Святейшества, что Акт о передаче Киевской Митрополии Московскому Патриархату от 1686 года прекращает действие.

С надеждой обращаемся к Вашему Святейшеству, что примете это ко вниманию и употребите необходимые действия для канонического упорядочения нынешнего положения нашей Церкви.

Харьковский Собор

Исполняя Определение Священного Синода от 21 мая года, митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак) , 27 мая собрал и возглавил Собор Украинской Православной Церкви, который по месту своего проведения вошел в историю УПЦ как Харьковский.

14 мая митрополит Никодим послал Филарету письмо, в котором просил его выполнить свое обещание и собрать Архиерейский Собор «ради мира в нашей Церкви». Но ответа не последовало.

На Архиерейское совещание прибыли 17 архипастырей.

Собор внёс некоторые изменения и дополнения к Уставу УПЦ, касающиеся порядка избрания и статуса Предстоятеля УПЦ; также был расширен состав Синода УПЦ - до семи человек, четверо их которых суть постоянные. Изменялось наименование государства, в пределах которого осуществляет свою миссию УПЦ. В своих действиях, внося изменения и дополнения в Устав об управлении Украинской Православной Церкви , Архиерейский Собор руководствовался Разделом XIV, п. 2 действовавшего ранее Устава, гласившего: «Право внесений исправлений к этому Уставу имеет Собор епископов с последующим утверждением Собором Украинской Православной Церкви».

Основным деянием Харьковского Собора было выражение недоверия митрополиту Филарету, смещение его с Киевской кафедры, с поста Предстоятеля Украинской Православной Церкви и зачисление его за штат в связи с неисполнением клятвенного обещания уйти с поста Предстоятеля Украинской Церкви, данного им на Архиерейском соборе РПЦ 31 марта - 5 апреля 1992 года. Данное деяние совершилось в отсутствие митрополита Филарета, отказавшегося прибыть на Архиерейский Собор УПЦ и проигнорировавшего неоднократно посылаемые ему вызовы. За учинение раскольнических действий Собор в качестве предсудебной меры запретил митрополиту Филарету священнослужение впредь до окончательного решения по этому вопросу Архиерейского Собора РПЦ.

После этого, на основании Раздела V, п.п. 12,13 Устава состоялось избрание нового предстоятеля УПЦ. Во втором туре митрополит Владимир (Сабодан) получил 16 голосов и был избран митрополитом Киевским и Предстоятелем Украинской Православной Церкви.

При митрополите Владимире (Сабодане)

Пребывая в каноническом единстве с Московским Патриархатом, мы имеем реальную возможность влиять на его церковную политику, что никак не возможно сделать извне. Вместе с тем, УПЦ вместе с РПЦ представляет собой самую многочисленную юрисдикцию, обладающую влиятельным и авторитетным голосом в православном мире. Кроме того, неоценимый вклад наше каноническое единство вносит в создание дружеских отношений между Украиной и Россией и является залогом мира и стабильности - как между государствами, так и в них самих. Если же политические силы на Украине не могут воспользоваться возможностями УПЦ в вопросах, в которых наши интересы совпадают, то это случается не через Ее слабость или связь с Москвой, а через отсутствие конструктивного диалога с Церковью. К сожалению, наши оппоненты не в состоянии мыслить на далекую перспективу, поскольку их мысли оказались замкнутыми в узких границах примитивного большевистско-националистического мировоззрения или меркантильностью западной идеологии.

Предстоятель УПЦ избирается украинским епископатом и благословляется Патриархом Московским и всея Руси . Предстоятель УПЦ является членом Священного Синода РПЦ, а украинский епископат участвует в Архиерейских и Поместных Соборах РПЦ, в выборах Патриарха Московского и всея Руси.

Согласно Уставу УПЦ, высшие органы церковной власти и управления УПЦ суть: Собор УПЦ, Собор епископов УПЦ (Архиерейский собор) и Священный Синод УПЦ под председательством Митрополита Киевского и всея Украины.

За исключением трёх областей Галичины (Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской), УПЦ является доминирующей конфессией на всей территории страны.

Дискуссия вокруг вопроса о канонической автокефалии и границах автономии

В конце 2007 года возникла дискуссия в связи с тем, что стали высказываться предположения о том, что священноначалие УПЦ стремится к законному получению автокефалии . Главным идеологом получения «канонической автокефалии» УПЦ от Московской Патриархии обычно считают епископа Переяслав-Хмельницкого (с 19 декабря 2007 года) Александра (Драбинко), викария Киевской епархии ; сам он отвергает такие подозрения . Протоиерей Максим Хижий (клирик Владимирской епархии) считает, что «вопрос об автокефалии УПЦ является проблемой времени, причем самого ближайшего.» 4 февраля 2008 года в московской газете «Московский комсомолец » было опубликовано интервью епископа Александра (Драбинко), в котором он, в частности, сказал: «Мнения по этому поводу среди верующих Украинской православной церкви различные. <...> Что касается Архиерейских Соборов УПЦ, то они высказались по этому поводу давно. Сегодня этот вопрос на повестке дня не стоит» .

В связи с утверждением Устава РПЦ Поместным Собором РПЦ в январе 2009 года, 18 пункт главы VIII которого гласит, что «в своей жизни и деятельности Украинская Православная Церковь руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и принимается Патриархом Московским и всея Руси», украинская газета «Сегодня » писала , что таковой статус УПЦ «выделяет её из перечня других самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, которые не имеют расширенных прав» .

По окончании Поместного Собора РПЦ митрополит Владимир (Сабодан) так ответил на вопрос журналиста «И всё-таки вам нужен автокефальный статус или нет?»: «Этот статус должен венчать все наши усилия. Но сначала нужно достигнуть единства. Статус можно утвердить любой, приемлемый или неприемлемый. <…>»

УПЦ и украинское государство

Во время проведения Харьковского Собора в мае администрация Президента Кравчука поддерживала м-та Филарета (Денисенко) и, по свидетельству м-та Никодима, оказывала на него прямое давление.

УПЦ находится в конфликтных отношениях с другими официально зарегистрированными на Украине православными Церквами - Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата и Украинской Автокефальной Православной Церковью . Периодически появляются сообщения о претензиях этих церквей на помещения и имущество УПЦ и даже о захватах приходов.

После победы на президентских выборах в Виктора Ющенко Патриарх Московский и всея Руси Алексий II высказывал опасения по поводу сохранения церковного статус-кво на Украине .

УПЦ отрицательно относится к ставшим популярным при В. Ющенко «совместным молитвам» представителей разных юрисдикций.

Состоявшийся в конце января 2007 года Архиерейский Собор УПЦ выразил недоумение относительно предложения Президента Украины «сесть за стол переговоров с лжепастырями». Епископы УПЦ приняли решение о создании комиссии, которая займется приемом покаянных грамот от представителей Киевского Патриархата, «желающих вернуться в лоно канонической православной Церкви» . Со своей стороны, Синод УПЦ КП на заседании 28 февраля благосклонно отнёсся к обращению В. Ющенко относительно возможности диалога с УПЦ .

По сообщениям СМИ, брат президента Украины В. Ющенко - депутат Верховной Рады Петр Ющенко - возглавил общественную организацию За поместную Украину , которая займется вопросами объединения украинского православия и создания единой поместной церкви .

На состоявшемся в конце июня 2008 года Архиерейском Соборе РПЦ Патриарх Алексий II в своём докладе Собору 24 июня заявил: «<…> Раскол украинского Православия возник именно вследствие вторжения политических стихий в церковную жизнь.» А Всеволод Чаплин в своём экспертном докладе сказал о ситуации на Украине: «Нельзя не признать наличия активного и прямого церковно-государственного диалога на Украине. При этом государственные власти - как на центральном, так и на местном уровне - оказывают значительную помощь в разрешении практических проблем Церкви, включая строительство и воссоздание храмовых зданий, становление культурной, просветительской и социальной миссии Церкви. В то же время с Украины доносятся тревожные вести. В частности, поступают многочисленные обращения священнослужителей и мирян, которые просят Святейшего Патриарха защитить единство Церкви, которым они дорожат и которое готовы отстаивать даже в самых трудных обстоятельствах. При неоднократно звучавших, в том числе из уст Президента Украины В.А. Ющенко, заверениях в том, что государство не намерено вмешиваться в церковную жизнь и решать за верующих, в какие храмы им ходить, существует немало случаев давления государственных органов центрального и регионального уровня на выбор верующих. В этих обстоятельствах Священноначалие нашей Церкви многократно подчеркивало, что политизация церковных проблем, попытки справиться с ними мирскими методами неизбежно приводят лишь к еще большим затруднениям при разрешении существующих трудностей. Наиболее вероятным следствием политического вмешательства в деликатную сферу церковной жизни может стать дестабилизация общественного положения.» На том же Соборе, 25 июня, митпрополит Владимир, в частности, сказал : «Нас радует, что государство в Украине обеспокоено проблемой церковного раскола и считает его преодоление одной из своих приоритетных задач. Вместе с тем, активное участие государства в разрешении церковных проблем иногда имеет и негативные стороны. Намерения у государства могут быть добрые, а вот способы их реализации могут привести к еще более тяжким последствиям, когда вместо старых расколов появятся новые. Угроза именно такого развития ситуации возникает в том случае, когда представители государственной власти игнорируют позицию наибольшей в Украине Церкви, предпринимают те или иные действия, направленные на уврачевание раскола, без ее ведома, не посоветовавшись с ее Предстоятелем. В таких случаях мы считаем действия нашей власти неправомочными и выходящими за пределы, предусмотренные Конституцией Украины в области церковно-государственных отношений.»

Епархии Украинской православной церкви

Примечания

  1. п. 18 Гл. VIII Устава РПЦ : «Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. В своей жизни и деятельности она руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси.»
  2. Социологический опрос: «Верующим какой церкви вы себя считаете?» , 2006 г., Центр Разумкова
  3. На официальном сайте УПЦ
  4. ЖМП . М., 1990, № 5, стр. 4 - 12.
  5. Документы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Москва, Свято-Данилов монастырь, 25 - 27 октября 1990 года. Определение об Украинской Православной Церкви // ЖМП. 1991, № 2, стр. 2.
  6. ЖМП . 1991, № 4, стр. 8
  7. ЖМП. 1992, № 6 // Официальная хроника, стр. XI-XII.
  8. ЖМП. 1992, № 6 // Официальная хроника, стр. XII.
  9. Цит. по: VI.3 Вопрос о единстве и статусе Украинского Православия - современный этап. Из книги Драбинко Александр. Православие в посттоталитарной Украине (вехи истории)
  10. Определение Освященного Юбилейного Архиерейского Собора об Украинской Православной Церкви. // ЖМП. 2000, № 10, стр. 19.
  11. Определение Поместного Собора Русской Православной Церкви (27-28 января 2009 года) «О жизни и трудах Русской Православной Церкви»
  12. Определение Поместного Собора Русской Православной Церкви (Москва, 27-28 января 2009 года) «Об Уставе Русской Православной Церкви»
  13. см. интервью Патриарха Алексия II 19.12.2001
  14. см. интервью м-та Владимира от 27 февраля 2007
  15. О П Р Е Д Е Л Е Н И Е ОСВЯЩЕННОГО ЮБИЛЕЙНОГО АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОБ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Москва, Храм Христа Спасителя, 13-16 августа 2000 года 16/08/00
  16. Церковный вестник № 1-2(374-375) январь 2008 г.
  17. Сравнение нового Устава УПЦ от 21.12.2007г. с действующим Уставом РПЦ. Мнение юристов. Аналитика. Цитаты. На сайте otechestvo.org.ua 14.02.2008.
  18. Журнали засідання Священного Синоду Української Православної Церкви від 31 травня 2007 року
  19. Доклад Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (Москва, июнь 2008 года) На официальном сайте УПЦ.
  20. «Украинское Православие на рубеже эпох. Вызовы современности, тенденции развития». Видео на официальном сайте МП 25 июня 2008 г.
  21. Опубликована статистика украинских старообрядцев blagovest-info.ru 19.07.07.
  22. Откуда крещение - оттуда и возрождение . Интервью секретаря митрополита Владимира (Сабодана), епископа Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко). // «Московский комсомолец » 04 февраля 2008 г.
  23. Откуда крещение - оттуда и возрождение. Интервью с секретарем главы УПЦ МП, епископом Переяслав-Хмельницким Александром (Драбинко) portal-credo.ru 04 февраля 2008 г.
  24. Звернення Священного Синоду УПЦ від 22 листопада 2006 року Обращение Священного Синода УПЦ к Президенту Украины, главе Верховной Рады и премьер-министру от 22 ноября 2006 года
  25. Дмитрий Скворцов. Украинское православие: Грядет новый раскол?
  26. Большинство иерархов УПЦ МП участвовало в хиротонии «главного идеолога канонической автокефалии» Украинской Церкви portal-credo.ru 20 декабря 2007 г.
  27. Дает Бог праздник, а «ЕДИОТы» работу… Заявление Епископа Переяслав-Хмельницкий Александра (Драбинко), секретаря Предстоятеля УПЦ, главного редактора официального сайта УПЦ от 6 января 2008 года
  28. Максим Хижий. Украинская православная церковь накануне автокефалии . ej.ru 18 января г.
  29. Вопрос об автокефалии Украинской православной церкви не стоит на повестке дня, заявляет викарий ее первоиерарха Интерфакс.ru 04 февраля 2008 года.
  30. Состоялось заседание Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви. На официальном сайте УПЦ
  31. На сайте bogoslov.ru
  32. Изменения к Уставу об управлении Украинской Православной Церкви зарегистрированы государством На официальном сайте МП 10 июня 2008 г.
  33. Православная общественность обеспокоена несоответствием Уставов Украинской православной церкви и Московского патриархата. Интерфакс.ru 15 апреля 2008 г.
  34. Протокол № 2 засідання Собору єпископів Української Православної Церкви
  35. Глава VII Устава РПЦ
  36. Журнал заседаний Священного Синода УПЦ от 16 июля 2008 года
  37. УПЦ сохранила широкую автономию
  38. Митрополит Владимир: «Неужели церковь должна молчать?» . Русский Newsweek (2 февраля 2009). - В интервью митрополит Владимир объяснил, что автокефалия будет, но только после воссоединения всей православной Украины. Проверено 12 февраля 2009.
  39. ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II ВЫРАЗИЛ ОЗАБОЧЕННОСТЬ ПОЛОЖЕНИЕМ ВЕРУЮЩИХ КАНОНИЧЕСКОЙ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. ФИЛАРЕТ ПОЗДРАВИЛ ЮЩЕНКО С ПОБЕДОЙ НА ВЫБОРАХ 30.12.04
  40. Янукович поцеловал крест из рук главы одной Церкви, но от другой его за это не отлучат Ющенко предложил Денисенко свои услуги по созданию «единой украинской православной конфессии»
  41. Архиереи УПЦ МП выступили против создания единой украинской поместной Церкви Відбувся Архієрейський Собор Української Православної Церкви На официальном сайте УПЦ 25 января 2007 г.
  42. Артём Скоропадский. Необъединенное решение Коммерсантъ № 10 от 26 января 2007 г.
  43. Священный Синод ответил Президенту В. Ющенко: «Мы готовы к диалогу с УПЦ МП» На сайте «Украинское православие» 28 февраля 2007 г.
  44. На Украине подготовлен закон, наделяющий Церковь статусом юридического лица. Интерфакс.ru 26 января 2007 г.

Прошение президента Украины Петра Порошенко о создание автокефальной (самостоятельной) поместной церкви в стране и принял решение обсудить этот вопрос с церквями православного мира.

Ранее, 17 апреля, Порошенко заявил, что написал письмо Константинопольскому патриарху Варфоломею I (Архондонису) с просьбой о предоставлении томоса (указа) об автокефалии так называемой Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о православных церковных юрисдикциях на территории Украины.

В настоящее время на территории современной Украины действуют каноническая самоуправляемая Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), а также две крупные неканонические религиозные организации: Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).

До Февральской революции 1917 года единственной православной церковью на территории современной Украины была единая каноническая Православная российская церковь Российской империи (с 1943 года - Русская православная церковь Московского патриархата, РПЦ МП).

Каноническая православная церковь на Украине

В 1918 году Всероссийский поместный собор образовал на территории Украины церковную область "с особыми преимуществами на началах автономии" или Украинский экзархат Московской патриархии. Его главой стал митрополит Киевский и Галицкий, патриарший экзарх Украины. В 1918 году этот пост занял митрополит Антоний (Храповицкий). В 1921 году по указу патриарха Московского и всея Руси Тихона (Белавина) украинская автономия была ликвидирована, но Украинский экзархат продолжал существовать как особая единица в составе Русской православной церкви до 1990 года.

25-27 октября 1990 года Архиерейский собор РПЦ вновь учредил самоуправляющуюся Украинскую православную церковь Московского патриархата, которая в настоящее время продолжает оставаться единственной канонической православной церковью на Украине. В 1990-1992 годах главой УПЦ МП был митрополит Филарет (Денисенко). 27 мая 1992 года Архиерейский собор УПЦ МП сместил Филарета за раскольническую деятельность и избрал митрополитом Киевским и всея Украины Владимира (Сабодана), управляющего делами Московской патриархии.

С августа 2014 года главой церкви стал митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский).

Украинская автокефальная православная церковь

С ростом украинского национализма летом 1917 года часть православных священников на Украине выступила за создание автокефальной церкви, украинизацию богослужения и др. Лидером движения стал протоиерей Василий Липковский, который вскоре был лишен священного сана за раскольническую деятельность.

1 января 1919 года директория Украинской народной республики во главе с Владимиром Винниченко приняла закон "Об автокефалии Украинской православной церкви и ее высшего правительства". Через своего посла в Турции украинские власти попытались добиться признания УПЦ Константинопольским патриархатом, но успеха не достигли.

Позднее, уже при поддержке большевиков на Украине были зарегистрированы первые украинские приходы. Московский патриархат во главе с патриархом Тихоном рассматривал действия сторонников создания автокефальной украинской церкви как раскол.

5 мая 1920 года представители Всеукраинской православной рады и активисты украинского националистического движения провозгласили Украинскую автокефальную православную церковь. Ни один из православных епископов участия в принятии этого решения не принимал. 14 октября 1921 года сторонники УАПЦ созвали Всеукраинский православный церковный собор, участниками которого стали только 64 священника и 17 диаконов.

Представитель Московского патриарха митрополит Михаил (Ермаков) отказался присутствовать на соборе. Он отверг кандидатуры, предложенные активистами Рады, и заявил: "Я гадюк в епископы не посвящаю". В итоге так называемые украинские епископы были возведены в сан в обход канонических правил, в частности Липковский сам "посвятил" себя в епископы. УАПЦ не была признана ни одной из канонических православных церквей.

До середины 1920-х годов советские власти поддерживали развитие УАПЦ, надеясь таким образом ослабить Православную российскую церковь. Однако с 1929 года ОГПУ начало массовые аресты активистов УАПЦ. В 1930 году организация объявила о самороспуске.

В 1942 году на территории Украины, находившейся под немецкой оккупацией, деятельность УАПЦ была восстановлена. После отступления немецких войск с Украины, представители УАПЦ эмигрировали и основали свои епархии в местах компактного проживания украинской диаспоры, в первую очередь в США и Канаде.

В 1989 году во Львове вновь было официально провозглашено восстановление УАПЦ. В 1990 году в Киеве прошел поместный собор религиозной организации, был принят ее устав, а возвратившийся из эмиграции в США митрополит Мстислав (Скрипник) провозглашен патриархом Киевским и всея Украины. В настоящее время УАПЦ возглавляет митрополит Макарий (Малетич).

Украинская православная церковь Киевского патриархата

В ноябре 1991 года митрополит Филарет (Денисенко), возглавлявший УПЦ МП, созвал собор епископов, который обратился к Московской патриархии с просьбой предоставить УПЦ "полную каноническую самостоятельность, то есть автокефалию". Однако вскоре после собора часть иерархов отозвала свои подписи под обращением. В апреле 1992 года Архиерейский собор РПЦ предложил митрополиту Филарету покинуть свой пост. Тот согласился, пообещав провести выборы нового главы УПЦ. Однако 7 апреля 1992 года, вернувшись в Киев, Филарет объявил о своем отказе подчиняться Московскому патриархату.

27 мая 1992 года в Харькове собрался собор УПЦ Московского патриархата, который сместил Филарета с должности предстоятеля церкви, лишил его Киевской кафедры и отчислил за штат с запретом служения "впредь до решения Архиерейского собора Матери-Церкви". 11 июня 1992 года Архиерейский собор РПЦ постановил "извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире <...> за жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж, внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих, клятвопреступление, учинение раскола в Церкви" и др.

Сам Филарет этого решения не признал. Поддержку ему оказали украинские власти, в частности президент Украины Леонид Кравчук. Киевская милиция совместно с членами украинской националистической организации УНА-УНСО (запрещена в РФ) не допустила в митрополичью резиденцию делегацию УПЦ МП, которая пришла принять дела у низложенного митрополита. При поддержке украинских националистов Денисенко сохранил контроль над кафедральным Владимирским собором в Киеве. Кравчук и президиум Верховной рады объявили незаконными решения харьковского Архиерейского собора УПЦ МП.

Для легитимации собственного статуса Филарет при поддержке украинских властей провел Всеукраинский православный собор, на котором было объявлено об объединении его сторонников с Украинской автокефальной православной церковью в так называемую единую Украинскую православную церковь Киевского патриархата. Филарет стал заместителем главы новой организации, которым был объявлен находящийся в США патриарх УАПЦ Мстислав (Скрипник). Однако настоящего объединения де-факто не произошло: в 1993 году, после смерти Мстислава, большинство представителей УАПЦ покинули Киевский патриархат. 20 октября 1995 года Филарет был избран патриархом УПЦ КП.

В 1992 году в ходе поездки в Стамбул (Турция) Филарет безрезультатно пытался договориться о признании УПЦ КП Константинопольским патриархатом. Однако в июле 1993 года Константинопольский патриарх Варфоломей I официально заявил, что признает только одного канонического митрополита Киевского - Владимира (Сабодана).

21 февраля 1997 года на Архиерейском соборе Русской православной церкви Филарет был отлучен от церкви и предан анафеме, поскольку "не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал... раскольническую деятельность".

16 ноября 2017 года Денисенко обратился с письмом к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу (Гундяеву) и епископату РПЦ. В нем предлагалось "положить конец существующему противостоянию" и отменить "яко не бывшие" все "прещения и отлучения". 30 ноября 2017 года для ведения переговоров с УПЦ КП Архиерейский собор РПЦ учредил специальную комиссию, которую возглавил председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев). 1 декабря 2017 года на пресс-конференции в Киеве Филарет Денисенко сообщил, что целью его переговоров с РПЦ является автокефалия украинской церкви.

При этом, по словам Филарета, он продолжает вести переговоры об автокефалии с Константинопольским патриархатом. Кроме того, он заявил о необходимости принятия поправок в уже действующий закон Украины "О свободе совести и религиозных организациях", целью которых является ограничение в правах УПЦ МП. В частности, одна из таких поправок дает право властям Украины запрещать религиозные организации за сотрудничество с центрами, находящимися в "государстве-агрессоре".

Статистические данные о конфессиях на Украине

По данным опроса, проведенного в ноябре 2016 года компанией Ukrainian Sociology Service при Институте социологии Национальной академии наук Украины, 39,4% граждан считают себя прихожанами Украинской православной церкви Московского патриархата. К самопровозглашенному Киевскому патриархату отнесли себя 25,3% опрошенных, к Украинской автокефальной православной церкви - 4,6%.

По информации УПЦ МП, ее прихожанами являются 35 млн верующих (более 80% населения). По данным на ноябрь 2017 года, церковь состоит из 53 епархий и 12 тыс. 69 приходов. В клире УПЦ МП - 85 архиереев (52 епархиальных и 33 викарных), 12 тыс. 283 священнослужителя, из которых 11 тыс. 312 - священники и 971 - диаконы. На территории Украины действует 251 монастырь, где послушание несут 4 тыс. 412 монахов (1 тыс. 685 монахов и иноков, 2 тыс. 727 монахинь и инокинь). В 17 духовных учебных заведениях УПЦ МП (Киевская духовная академия, духовные семинарии и училища, богословский университет и кафедра богословия) на дневном отделении обучаются 1 тыс. 429 студентов. Крупнейшие монастыри: Свято-Успенская Киево-Печерская лавра и Свято-Успенская Почаевская лавра.

Согласно "Отчету о сети религиозных организаций на Украине по состоянию на 1 января 2017 года", опубликованному в июне 2017 года министерством культуры страны, УПЦ МП объединяет 12 тыс. 328 религиозных общин. Наибольшее число приходов - в Винницкой (1038) и Хмельницкой (977) областях, наименьшее - во Львовской (71) и Ивано-Франковской (36). УПЦ МП принадлежат 208 монастырей, 19 духовных учебных заведений, 3 тыс. 987 школ, 135 СМИ. Количество священнослужителей - 10 тыс. 289 человек, монашествующих - 4 тыс. 807. Согласно данным отчета минкультуры Украины, треть всех священнослужителей, две трети всех православных приходов, три четверти всех студентов духовных учебных заведений и почти все православное монашество относятся к УПЦ МП.

Украинская православная церковь Киевского патриархата насчитывает 5 тыс. 114 приходов, 60 монастырей, 18 духовных учебных заведений, 1 тыс. 349 школ, 3 тыс. 479 клириков, 219 монашествующих, 48 СМИ. Больше всего приходов - во Львовской (496) и Киевской (423) областях, меньше всего - в Луганской и Харьковской (по 31).

У Украинской автокефальной православной церкви - 1 тыс. 195 приходов, 13 монастырей, восемь духовных учебных заведений, 305 школ, 709 клириков, 21 монах, 12 СМИ. Наибольшее число приходов действуют во Львовской (388) и Тернопольской (202) областях, наименьшее - в Донецкой (3) и Одесской (7).

Притеснения канонической православной церкви на Украине

После смены власти на Украине в феврале 2014 году Киевский патриархат проводил крайне агрессивную политику по отношению к приходам Московского патриархата, системный характер приобрел захват его храмов. По данным УПЦ МП, за 2014-2016 годах она потеряла 40 храмов, которые перешли в подчинение Киевского патриархата. В 2017 году 17 храмов Украинской православной церкви Московского патриархата подверглись нападениям радикалов, а с начала 2018 года было совершено уже 10 новых нападений.

В 2016 году в Верховную раду было внесено два законопроекта - "О статусе религиозных организаций" и "О свободе совести и религиозных организациях", согласно которым УПЦ МП может быть запрещена, ее приходы конфискованы, а деятельность церкви поставлена под контроль государства.

В первом законопроекте, авторами которого стали представители коалиции "Блока Петра Порошенко" и "Народного фронта", предлагалось назначать митрополитов и епископов только по согласованию с органами власти. Кроме того, в одной из статей документа было прописано, что если представители конфессии будут сотрудничать с религиозными центрами, находящимися в России, власть получит право полностью запретить ее деятельность на Украине.

Во втором проекте, подготовленном депутатами "Народного фронта", "Блока Петра Порошенко" и "Самопомощи", парламентарии предложили законодательно регулировать принадлежность лиц к религиозной общине. Например, прописать термин "самоидентификация" и уточнить минимальное количество представителей религиозной общины, по решению которых может быть изменена подчиненность храмов конфессиям.

Более 300 тыс. граждан Украины подписали требование не допустить принятия в Раде этих документов. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) обратился к лидерам стран "нормандской четверки" (Россия, Украина, Германия и Франция), генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу и папе римскому Франциску с призывом воспрепятствовать дискриминации православных на Украине.

18 мая 2017 года под давлением общественности Рада отложила обсуждение законопроектов, однако официальных комментариев о снятии документов с дальнейшего рассмотрения не последовало.

Попытки создания поместной православной церкви на Украине

Начиная с 1991 года украинские власти неоднократно предпринимали попытки по созданию поместной православной церкви, независимой от Московского патриархата. В 2008 году президент Украины Виктор Ющенко пытался получить поддержку Константинопольского патриарха Варфоломея. Но Вселенский патриарх не дал своего благословения на каноническое отделение Украинской православной церкви.

После госпереворота на Украине в феврале 2014 года новые власти пытаются принудительно объединить каноническую Украинскую православную церковь Московского патриархата с раскольниками и легализовать этот процесс законодательно. Порошенко ранее неоднократно заявлял, что выступает за создание на Украине единой поместной церкви. 16 июня 2016 года Верховная рада направила обращение к Вселенскому патриарху с просьбой предоставить автокефалию Украинской православной церкви. В начале 2018 года патриарх Варфоломей на встрече с представителями Украинской православной церкви Московского патриархата подчеркнул, что "проблемы церковного единства можно решить только каноническими, а не политическими методами".

В апреле 2018 года Порошенко написал личное письмо патриарху Варфоломею с просьбой предоставить автокефалию украинской православной церкви. Он также отметил, что к его обращению присоединились представители УПЦ КП, а также УАПЦ.

18 апреля 2018 года законопроект в поддержку обращения Порошенко был внесен группой депутатов в Верховную раду.

Какова обстановка на Украине сегодня?

В последнее время участились случаи силового захвата храмов Украинской православной церковью с переводом приходов в подчинение так называемому «Киевскому патриархату». На сегодняшний день захвачено более 30 храмов. Больше всего храмов захвачено в Волынской, Ровенской, Тернопольской, Львовской и Черновицкой областях. Добровольно изменили юрисдикцию только четыре религиозные общины.

18 декабря 2016 года представители УПЦ КП при поддержке запрещенной в России экстремистской организации «Правый сектор» совершили нападение на прихожан Успенского храма в селе Птичье Ровенской области, требуя передать храм под их юрисдикцию.

Сколько православных юрисдикций на Украине?

На Украине в настоящее время действует одна каноническая Украинская православная церковь (УПЦ), которая является самоуправляемой церковью в составе Московского Патриархата. Кроме нее там присутствуют две непризнанные мировым православием церковные структуры - Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) и Украинская православная церковь «Киевского патриархата», которая проводит агрессивную политику по отношению к приходам Украинской православной церкви Московского Патриархата.

Глава “Киевского патриархата” Филарет (Денисенко) с бойцами “Правого сектора” Фото с сайта ruspit.ru

Что такое «Киевский патриархат»?

«Украинская православная церковь Киевского патриархата» – церковная структура, возникшая в 1992 году при поддержке тогдашнего руководства независимой Украины. Возглавил ее бывший предстоятель Украинской православной церкви Московского Патриархата Филарет (Денисенко).

УПЦ КП возводит свою историю к Киевской патриархии, находившейся под юрисдикцией Константинополя, отрицая законность её перехода под юрисдикцию Московского Патриарха в 1686 году. Однако в настоящее время ее не признала ни одна из канонических православных церквей.

По состоянию на начало 2015 года к Украинской православной церкви Киевского патриархата относят себя 44% украинцев, 21% населения назвали себя верующими УПЦ Московского патриархата, 11% – Украинской греко-католической церкви.

Как захватчики храмов оправдывают свои действия?

Главным аргументом нападающих является то, что населения городов и сел, где находятся захваченные храмы, само приняло решение о смене конфессиональной принадлежности. «Киевский патриархат» осуществляет перевод общин под свою юрисдикцию по одинаковой схеме. Сначала проводится голосование или собрание села, на котором ведется не церковная, а политическая агитация. Как правило, большинство жителей села выступает за переход в УПЦ КП, а реальные прихожане и священник оказываются в меньшинстве. После этого происходит силовой захват храма.


Почему население не может само выбирать себе юрисдикцию?

При захватах храмов на Украине происходит , когда религиозную общину отождествляют с общиной территориальной.В то время, как сам факт проживания в определенном населенном пункте не дает права захвата чужого имущества (храма, богослужебной утвари), самовольной смены руководства, а также внесения изменений в уставные документы религиозной общины этого населенного пункта. Ведь по такой схеме можно изменить подчиненность не только прихода УПЦ, но и любой другой религиозной организации на территории Украины.

Кто помогает «филаретовцам» захватывать храмы?

Как правило, основное участие в нападениях на храмы принимают боевики из радикально-националистических объединений «Правый сектор» и «Свобода». При последнем нападении на приход Успенского храма в селе Птичье Ровенской области, верующих не пустили к храму, били их палками, арматурой, бросали в них «коктейли Молотова», распыляли перечный газ. По словам очевидцев, руководитель «Правого сектора» в Ровенской области Роман Коваль публично угрожал начать массовый захват церквей УПЦ МП во всем регионе.

Фото с сайта ruspravda.ru

Как относятся к нападениям на церкви местные власти?

Украинские власти придерживаются политики принципиального невмешательства в конфликт между «Киевским патриархатом» и УПЦ МП.

Год назад глава Кабинета министров Украины Арсений Яценюк дал пресекать попытки захвата храмов на Украине, а власти Ровенской области захваты храмов. Однако конкретных мер против экстремистов принято не было.

Что касается правоохранительных органов, то, по словам очевидцев, во время нападений на храм в селе Катериновка и селе Птичье, полиция вставала на сторону захватчиков.

Есть ли угроза захвата Киево-Печерской Лавры?

Да, «Киевский патриархат» действительно претендует на захват Лавры. 7 декабря на сайте Киевской городской рады была размещена петиция о переводе Лавры из УПЦ МП в юрисдикцию «филаретовцев». Петиция набрала необходимые 10 тыс. голосов. Авторы документа обвинили духовенство УПЦ МП в «антиукраинской, меркантильной, порой враждебной Украине позиции» и попросили депутатов содействовать передаче Лавры УПЦ КП. Киевский мэр Виталий Кличко уже поручил рассмотреть эту петицию комиссию по местному самоуправлению.

Представители УПЦ МП говорят о подтасовке интернет-голосов, поданных за петицию. Наместник Почаевской лавры митрополит Владимир в своем открытом письме назвал инициативу с петицией провокацией с целью разжигания межконфессиональной розни. По его словам, «передача духовной колыбели православного монашества на Руси – Киево-Печерской лавры – раскольникам означает закрытие ее для мирового православия».

Раскольники под стенами Лавры

Какие предпринимаются меры воздействия на «Киевский патриархат»?

Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда 20 декабря к властям Украины незамедлительно остановить представителей УПЦ КП, которые вступили в конфликт с общиной храма в селе Птичье. Глава СИНФО потребовал, чтобы «религиозные радикалы и боевики, которые препятствуют реализации данного решения, должны быть жестко остановлены бездействующими в настоящий момент правоохранительными органами».

Двумя месяцами ранее Отдел внешних церковных связей УПЦ МП представил на доклад об основных нарушениях прав своих прихожан, которые были охарактеризованы как дискриминационные.

Патриарх Болгарской Православной Церкви Неофит направил президенту Украины П. Порошенко , в котором выразил тревогу по поводу развития ситуации «в религиозной сфере Украинского государства». Глава Болгарской Церкви призвал украинского президента «предпринять все необходимые шаги по защите прав Украинской Православной Церкви, обезопасив её от захватов храмов, а так же иных форм оказываемого на неё силового, информационного и иного давления».

Захват храмов УПЦ МП вызвал беспокойство и у внешнеполитической службы , а также лично у папы Франциска. По данным МИД РФ, Ватикан не раз поднимал этот вопрос перед иерархами греко-католической церкви, «Киевским патриархатом» и «прямо посылал сигнал о необходимости пресечения такой практики, которая является грубейшим нарушением свободы вероисповедания».

Фото с сайта rusprav.tv

Какова реакция международного сообщества на происходящее?

В ООН факт притеснения православных на западе Украины. Эксперты зафиксировали факты «угроз физического насилия или принуждения, направленных на то, чтобы заставить людей изменить свою конфессию».

Эксперты управления верховного комиссара ООН по правам человека 28 января - 1 февраля посетили Тернопольскую и Ровенскую области, где не раз предпринимались попытки захвата храмов УПЦ «Киевским патриархатом». Представители мониторинговой миссии сообщили о жалобах местных жителей на игнорирование местными властями подобных нарушений: запугивания и дискриминации, выразили обеспокоенность тем, что верующие не могут молиться в «желаемых местах поклонения», поскольку им препятствуют местные жители и внешние силы.

Последним оплотом общности двух веток русского народа — великоруской и малоросской — остается единая Русская Церковь, неотъемлемой частью которой является Украинская Православная Церковь (не зря г-н Бжезинский всегда считал главным идейным врагом Запада Русское Православие). На нее-то и намечена новая, на сей раз законодательная, атака.

Следует помнить, что согласно Уставу Русской Православной Церкви, УПЦ в составе РПЦ имеет статус самоуправляемой и обладает правами широкой автономии, является крупнейшей по численности конфессией на Украине и, по состоянию на 2016 г., владела наибольшим количеством культовых сооружений на Украине.

Тем не менее 18 мая парламент Украины планирует рассмотреть законопроекты, направленные против УПЦ.

Их два. Законопроект № 4511 (среди его авторов депутаты от «Народного фронта» Д. Тымчук, С. Высоцкий, член Блока Порошенко А. Бригинец и еще человек десять «коалициантов») и законопроект № 4128 (нардеп «НФ» В. Еленский и депутаты от БПП и «Самопомощи»).

Первый документ, «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, которое признано Верховной Радой Украины государством-агрессором», в ст. 5 предполагает, что назначать митрополитов и епископов такие религиозные организации смогут только по согласованию с центральными органами исполнительной власти.

Впечатление такое, что украинские законотворцы как-то «подзабыли», что по их Конституции Церковь на Украине отделена от государства.

А ст. 7 этого законопроекта — еще более экстремальна: если представители конфессии будут сотрудничать с религиозными центрами в «государстве-агрессоре», а также, если будет установлен факт «сотрудничества с представителями милитарно-террористических объединений», власть наделяется правом вообще запретить эту религиозную организацию на территории Украины.

Понятно, кто имеется в виду. Вектор этого «закона» направлен на каноническую Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата.

Пан Тымчук никогда не скрывал, что его инициатива касается УПЦ: «Идея в том, чтобы религиозные организации, центр управления которых находится в государстве-агрессоре, заключали с Украиной меморандум. И в нем обязались не заниматься подрывной деятельностью против Украины. На примере Московского Патриархата с начала АТО видим, что по всей стране церкви остаются агитаторскими пунктами против украинской государственности. Антиукраинскую литературу продают даже в центре столицы — в Киево-Печерской лавре».

«Законотворцы тымчуки» не берут в расчет вещи очевидные: центр Украинской Православной Церкви находится не «за пределами», а в Киеве, а ее учредителем выступает Собор Украинской Православной Церкви.

Правозащитник общественной организации «Украина православная» О. Денисов утверждает: «Пытаясь фактически легализовать схему политического давления на такие религиозные организации, авторы законопроекта составили нелогичный и ошибочный коктейль из юридических норм, применение которых является невозможным на практике».

В Главном научно-экспертном управлении Аппарата ВР Украины, как отмечает ресурс «Страна.ua», выступили с жесткой критикой этого документа. Юристы, давшие экспертное заключение, убеждены, что следует отклонить законопроект № 4511, поскольку предоставление особого статуса для отдельных религиозных организаций не отвечает требованиям Конституции Украины и нарушает принцип равенства, установленный ст. 5 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях», где указано, что все религии, вероисповедания и религиозные организации равны перед законом. Также данная законодательная инициатива грубо нарушает конституционный принцип невмешательства и отделения Церкви от государства, который закреплен в ст. 35 Конституции Украины и гарантированное этой же статьей Конституции право на свободу мировоззрения и вероисповедания.

Ровно таков же вывод сформулирован в ежегодном докладе Уполномоченного Верховного Совета Украины.

И глава Юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов считает, что нормы указанного законопроекта являются дискриминационными.

Законопроект № 4511 грубо вмешивается в порядок избрания епископов и митрополитов предполагает подчинить иерархов и клир властям.

Он написан, в сущности, для УПЦ — чтобы растворить ее в расколе, в религиозном смысле «объединить» с раскольническим, не признанным ни одной поместной Церковью мира т.н. «киевским патриархатом».

Аналогичные выводы касаются и второго законопроекта, № 4128, согласно которому предлагается внести в ст. 8 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» положения, регулирующие принадлежность лица к религиозной общине. Законопроект предлагает принадлежность к религиозной общине определять на основе «самоидентификации».

Многие эксперты этот проект называют «законом о церковном рейдерстве».

На его основании так называемый «киевский патриархат» начнет отбирать приходы у канонической Церкви. Народный депутат и крупный церковный меценат В. Новинский указывает, что механизм отъема прост: будут приводить в церковь специально собранных людей, которые на месте «самоидентифицируют» себя с данной церковной общиной и сразу же проголосуют за переход храма в подчинение «КП», выставив верующих на улицу. Естественно, это приведет к колоссальному росту религиозной напряженности по всей стране.

С 2014 г. православные храмы Украины подвергаются циничным захватам, нещадным ограблениям, постоянному давлению «патриотов», предлагающих перейти под управление «Филарета».

В Тернопольской, Ровенской и других областях наблюдаются десятки фактов такого рода рейдерских церковных захватов, с силовой поддержкой праворадикалов.

Эти законопроекты уже вбрасывались в Верховную Раду в октябре минувшего года, однако Администрации президента удалось сорвать их принятие. Такое вот раздвоение украинского сознания: одно полушарие «порошенковцев» готовит с единомышленниками в парламенте взрывоопасную законодательную инициативу, а второе — в АП — пытается ее сорвать.

Некоторые эксперты полагают, что и сейчас шансы на принятие невелики, однако группе инициаторов-«законодателей» нужен скандал. Для чего? Чтобы отвлечь народ от мыслей о текущей катастрофической ситуации?

Если вспомнить размах всеукраинского Крестного хода в июле минувшего года, на празднование Крещения Руси, можно уверенно предположить, что такие законопроекты «могут спровоцировать колоссальное гражданское противостояние, вплоть до кровопролития и религиозной войны».

Остро ощущая грядущий вызов и понимая все последствия творимого «помраченными» и неразумными, свои голоса возвысили иерархи канонической Церкви.

В частности, митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука призвал верующих Украины к посту и сугубой молитве с 14 по 18 мая, чтобы антицерковные законопроекты не были приняты. Ведь речь идет о том, подчеркивается в обращении, что людей будут выгонять из храма, в который они ходили всю жизнь, а представители гражданских властей — зачастую неверующие и враждебно настроенные к канонической Церкви людей — будут назначать священнослужителей.

Киевский же публицист Мирослава Бердник опубликовала такую реплику в Фейсбуке: «Сатанинские проделки с антицерковными законами против УПЦ МП, которые хотят поставить на голосование 18 мая в ВР, к сожалению, если не сейчас, то позже могут сбыться. Поэтому для начала дерзну дать владыке совет, прежде чем делать обращение к пастве, следует вспомнить, как он отправил год назад под запрет священника Андрея Пирогова за ношение Георгиевской ленточки на 9 мая. Скажите кто-нибудь владыке, что такие и подобные запреты приводят к антицерковным законам меньше чем через год».

Пристальные миряне вспомнили и о том, что в недавнем прошлом митрополит Лука как член Синодальной комиссии по канонизации святых УПЦ выступил со странным предложением о введении в Украинской Православной Церкви празднования соборной памяти «всех святых, в земле Украинской просиявших».

Алексей Селиванов подчеркивает в Фейсбуке, что сначала архипастырь ратует «за выделение отдельных “украинских святых”, а потом возмущается, что украинство выступает против Церкви. Однако бессмысленно одной рукой поддерживать укронационализм, а другой бороться с его последствиями».

Однако никто не забыл, как архиепископ Лука 13 апреля 2014 г. спасал «300 запорожцев» от украинских ультрас, нацистов, окруживших их и готовых буквально разорвать.

Приняла обращение в связи с запланированным голосованием в Верховной Раде по антицерковным законопроектам №№ 4511 и 4528 и Одесская епархия Украинской Православной Церкви.

Как подчеркивают в епархии, если указанные документы станут законами, они поставят под полный государственный контроль всю внутреннюю жизнь Церкви и дела каждой приходской общины.

«Призываю вас поставить свою подпись под обращением к вашему народному депутату, избранному в вашем мажоритарном округе, которому в четверг, 18 мая, придется голосовать в Верховной Раде по этим законопроектам. Это наше право как избирателей — просить избранников защитить наши интересы. Подпись каждого из вас — это голос христианина в защиту Украинской Православной Церкви», — отмечает митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. Владыка также подчеркнул, что пресловутые законопроекты грубо нарушают ст. 35 Конституции Украины, противоречат закону о свободе совести и религии.

Упомянутые архипастыри благословили отцам-благочинным и настоятелям организовать сбор подписей прихожан под Архиерейским обращением, а списки в кратчайшие сроки направить в приемные народных депутатов Украины.

Законопроект не оставил равнодушными многих известных украинских политологов и экспертов.

Так, Дмитрий Скворцов (Киев) считает, что данные законопроекты направлены на ликвидацию единственной официальной институции, которая цивилизационно связывает Украину и Российскую Федерацию. Тем не менее, публицист допускает, что фракция Блока Петра Порошенко (БПП) будет саботировать продвижение и голосование скандальных законопроектов. Дело в том, что принятие подобных законов еще более подмочит репутацию Украины среди международных правозащитных организаций, а самое главное — в православном мире: Болгарии, Белоруссии, Греции, Грузии, Румынии, России и других стран.

В годы гонений Церковь только укреплялась, а ее гонители сгинули. Так будет и теперь. Об этом, комментируя одиозные законопроекты, напомнил украинский политолог Михаил Павлив, отмечая в социальной сети, что депутаты несут Украине настоящую религиозную катастрофу, и напоминая, что за всю человеческую историю наибольшее количество людей погибло именно в религиозных войнах, и уже в наши дни, за последние десятилетия, количество жертв религиозных войн по всему миру исчисляется миллионами. Теперь эту катастрофу хотят принести на Украину. «Мера безответственности негодяев, выступающих с подобными инициативами, ошеломляет, — отмечает политолог. — Власть барыг и ничтожеств с готовностью вбрасывает в общество очередную, как они считают, “свето-шумовую информационную гранату”, чтобы ослепить миллионы украинцев гневом, горем, возмущением, злобным торжеством и ненавистью. И под прикрытием этого света и шума провести очередные свои махинации, продолжая строить свою личную власть на крови».

Экс-министр юстиции в правительстве Н. Азарова Елена Лукаш называет готовящиеся законопроекты «законами о религиозном фашизме».

«Выгоды “Священной патриотической Войны” для власти понятны, — комментирует эксперт, — во-первых, разжигание религиозного противостояния успешно отвлечет от вопроса продажи земли, пенсионной реформы, убитой экономики и прочих механизмов уничтожения украинцев, а во-вторых, будут «побеждены» и разорены назначенные врагами и идеологическими оппонентами священники УПЦ МП. Бонус — имущество УПЦ МП и крики об очередной победе «патриотов». Это — обыкновенный фашизм... Современные фашисты уверено разожгут религиозную вражду и убедительно расскажут нам про «патриотическое христианство» и «патриотический патриархат». Религиозные войны — дело страшное. И под их прикрытием «правильным христианам» можно будет делать все что угодно. “Мы не потерпим никого в наших рядах, кто нападает на идеи христианства… фактически, наше движение — христианское”, — заявлял Гитлер. И мы хорошо помним, чем закончилось это “христианское” движение для мира и его вождя. И в Украине будет тоже самое. Но очень бы хотелось этого избежать. Управь, Господи!» - уповает она.

Такому выводу вторит и М. Бердник: «Знакомые мне священники и богословы сравнивают эти законопроекты об управлении Православием с институтом уполномоченных в советское время. Они заблуждаются. Этот законопроект — калька с фашистской конституции ОУН (запрещена в России - ред.) Сциборского».

В документе Сциборского разрешаются исключительно автокефалы и униаты, а про каноническую Церковь (т.е. РПЦ) нет ни слова.

Следует также отметить, что тема украинских скандальных законопроектов прозвучала на днях и в Вашингтоне — в рамках Всемирного саммита по вопросам защиты гонимых христиан, который собрал 600 делегатов из 130 стран мира.

В своем выступлении замглавы Отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерей Николай Данилевич затронул разные аспекты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви. В рамках одной из сессий о. Николай среди прочих фактов упомянул о дискриминационных законопроектах № 4511 и 4128, отметив парадоксальность украинской ситуации, которая заключается в том, что дискриминационные действия происходят в стране с подавляющим большинством христианского населения и направлены против самого большого религиозного сообщества.

В свою очередь участники саммита во время обсуждений указывали, что в большинстве случаев гонения и притеснения христиан возникают по политическим мотивам, а также вследствие государственной пропаганды и попыток государства тотально контролировать религиозную сферу. И это при том, что в конституциях большинства таких стран прописано право на свободное исповедание любой религии. Также участниками форума было отмечено, что одной из причин гонений на христиан является националистический шовинизм.

Увы, не вызывает сомнений правота некоторых аналитиков, утверждающих, что гонения на канонических православных на Украине будут продолжаться до тех пор, пока у власти в стране находятся русофобские и экстремистские силы.

Ведь не секрет, что многие ведущие деятели киевского режима являются адептами нетрадиционных религий и сект, и не скрывают своей ненависти к православию. И вот теперь Рада решила реанимировать прошлогодние законопроекты по ликвидации «московской церкви».