Иран: дворец царя соломона. Храм Соломона в Иерусалиме: описание и фото Церковь соломона

История Храма

В конце первого тысячелетия до нашей эры грандиозный и величественный Храм Соломона в Иерусалиме причисляли к семи чудесам света. Его строительство началось в Х веке до н. э., когда Израильское царство переживало свой расцвет. Местом Божьей обители во время странствования и войн евреев были "шатер и Скиния".

Ковчег Завета гарантировал избранный статус еврейского народа. С того времени, когда евреи перебрались окончательно в Палестину, Храм приобрел значение символа единения Израильского царства под властью Бога.

В , столице государства под управлением царя Давида, находилась специальная Скиния с Ковчегом Завета. Поскольку Иерусалим был окружен территориями, на которых правили представители колен Иуды и Вениамина, в городе, постепенно приобретавшем центральное религиозное значение для каждого колена Израиля, не была установлена какая-либо определенная власть.

Гора Мориа, которая в целях предотвращения уносящей людские жизни эпидемии стала местом жертвенника, была продана царю Давиду Орной-иевусиянином. Исключительность Мориа связана с тем, что Библия описывала ее как место принесения Авраамом в жертву своего сына, Исаака. На этом месте царь Давид и решил построить Храм.

Однако, Бог предрек, что Давид из-за своих грехов, связанных с прелюбодеяниями и войнами, не сможет осуществить строительство Храма. Эта миссия была возложена на сына Давида, Соломона. Давидом была проделана огромная подготовительная работа по заготовке медных, золотых и серебряных запасов, тесаных камней и финикийских ливанских кедров, которые привозили по морскому пути. Умирая, Давид завещал построить Храм, передав Соломону его план, дарованный Богом.

Строительство храма Соломона

Строительство храма Соломона началось в Иерусалиме в середине первого тысячелетия до н. э. По его просьбе Соломона, посланный Тирским царем Хирамом, прибыли зодчий, плотники и ремесленники.

Соломон строил Храм из самых дорогих по тем временам материалов - ливанского кедра, кипарисовой древесины и песчаника, обтесанного финикийскими каменотесами. Колонны в Храмебыли медными, а медьпривозили с эдомских копей. Храм был отделан также серебром и золотом.

Храм был настолько величественным, богатым и великолепным, что поражал правителей многих древних стран. Источником плана его строительства служила Скиния Моисеева, однако, ее размеры были увеличены и добавлена ритуальная утварь. В Храме было три отделения - Святая святых, святилище и притвор.

Он был окружен большим двором, а скиния была оснащена умывальником для омовения рук. Храмовый жертвенник был оснащен десятью искусно сделанными умывальниками и большим бассейном. В качестве притвора использовался широкий и глубокий коридор с медными колоннами.

Святую святых от святилища отделяла каменная стена с дверью, отделанной масличным деревом. Для стенной кладки были использованы массивные тесаные камни с внешней мраморной облицовкой и золотым внутренним покрытием. Золотые листы использовались также и для покрытия дверей и потолка, пол был кипарисовый. На стенах были изображены херувимы и растения: пальмы, колоквинты (дикие огурцы) и цветы.

Храм Соломон строил семь лет и торжественно освятил его во время праздника Кущей, перенеся Ковчег Завета в сопровождении священнослужителей, левитов и ликующего народа в Святую святых.

Праздники по поводу этого знаменательного события продолжались в Израиле течение четырнадцати дней. Пышность и великолепие богослужений, проводимых в Иерусалимском храме описаны в Библии. Богослужения сопровождались песнопениями хора, звуками шофара и игрой музыкантов.

Трагическая судьба Храма

Иерусалим был свидетелем великолепия и грандиозности Храма Соломона в течение трех с половиной столетий. В конце 6-го века до н. э. Храм был разграблен, сожжен и разрушен вавилонским царем Навуходоносором.

При этом Ковчег Завета таинственно исчез, а иудеи были отведены в плен, который растянулся во времени на 7 десятилетий. Когда с началом правления персидского царя Кира иудеи возвратились на Родину, они занялись восстановлением святыни. Репатрианты привезли с собой золотые и серебряные пожертвования от тех, кто оставался в Вавилоне.

По приказу царя Кира иудеям было возвращено множество священных сосудов, захваченных людьми Навуходоносора в Храме Соломона.

Возрождение Храма

Вернувшиеся начали с восстановления жертвенника, а продолжили закладкой храмового фундамента. Второй Храм был отстроен почти за 20-летний срок. Он повторял архитектуру своего предшественника, но его убранство не было таким пышным, как в Соломоновом Храме.

Усилиями Ирода Храм был расширен и украшен, что частично придало ему былое великолепие. В исторических книгах, написанных Иосифом Флавием, Храм предстает во всем блеске своего сияния под лучами солнца.

Повторное разрушение Храма

В 7-м десятилетии н. э. римские войска сравняли Иерусалимский храм с землей. Даты разрушения (9 аба по еврейскому календарю) Первого и Второго Храма совпадают, только с разницей приблизительно на 5 столетий. Напоминание о том, что на горе Мория стояла некогда великая святыня, осталось лишь в виде части ее стен - западной стены или , которую еврейский народ почитает как национальную святыню.

Однако, здесь молятся не только исповедующие иудаизм. Стоя на площади перед стеной, можно мысленно перенестись в те далекие времена и услышать трубный глас шофара и песнопения в честь Всевышнего, благословение которого нисходит на землю Израиля.

Строительство храмов

Летописи утверждают, что в храме царя Соломона в Иерусалиме бывал и Христос, сопровождаемый апостолами. После разрушения храма и рассеяния христиан по всему миру, у них в течение трех веков не было возможности возводить храмы. Богослужения совершались тайно, а верующие были гонимы римлянами.

В начале 4-го века году жители Римской империи получили от императора Константина Миланского право свободного выбора религии, и христианам было даровано право возводить храмы. Истоки всех построенных с этого времени христианских храмов восходят, так или иначе, к Иерусалимским Первому и Второму Храмам.

Их сходство - в трехчастном делении и в повторении идеи Ковчега Завета, с той разницей, что в христианских храмах место, где присутствует дух Божий, называется Евхаристией. Если говорить точно, то самой первой храмовой святыней был Ноев Ковчег, который Бог повелел построить, чтобы Ной и его семья могли спастись от потопа.

Время вносило коррективы в архитектурные особенности храмов, предоставляя каждому народу право возводить свои святыни в соответствии с собственными традициями и представлениями. Но достижения в области храмовой архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, слова всегда служили единственной цели - общению человека с Богом.

Традиционные праздники в Израиле представляют собой выполнение особенных ритуалов и запрещают выполнять работу по дому.

По легенде Священная была привезена из Рима апостолом Петром.

Место, где на его територии находится гробница, в котором было тело Иисуса.

Первый Иерусалимский храм или Храм Соломона (950 - 586 до н. э.).

Создание центрального Храма в древнем Израиле олицетворяло объединение и могло произойти лишь во время упрочения этого единства.

И действительно, согласно Библии, Храм был воздвигнут в период самого высшего проявления национального единства еврейского народа, в царствование Соломона. Соломону удалось осуществить план постройки грандиозного Храма, к которому устремлялись бы на поклонение евреи со всех концов Израиля.

Перенеся Ковчег Завета - символ присутствия Бога - в город, не принадлежавший ни одному из колен и бывший в личном владении царя, Давид, тем самым, превратил свою столицу в святой город, вокруг которого концентрировалась религиозная жизнь всех двенадцати колен Израиля.

В Иерусалиме, Давид купил у иевусита Аравны , где воздвиг на месте гумна жертвенник Богу Израиля, чтобы остановить поразившую народ эпидемию.

Согласно Библии, это и есть гора Мориа, где происходило жертвоприношение Исаака. Давид намеревался соорудить на этом месте Храм, однако, вняв словам пророка Нафана (Натана), оставил эту миссию своему сыну .

Строительство Храма Соломона

За годы своего правления царь Давид произвёл значительные приготовления для строительства Храма. Добытые им в войнах, а также полученные в дар металлы и сосуды из золота, серебра и меди он посвятил Богу.

Он оставил Соломону огромные запасы золота и серебра и несметное количество железа и меди. Из остатков первоначальных жителей Ханаана он составил кадры рабочих для добывания и доставки тёсаных камней для Храма. Знаменитые ливанские кедры доставили ему морским путем финикийцы.

Передавая царство Соломону, Давид завещал ему строительство Храма и приказал всем начальникам Израиля помогать его преемнику в выполнении этого великого дела.

Перед своей смертью Давид созвал представителей всех колен и всех начальников и предложил им сделать пожертвования в пользу строительства.

Соломону Давид передал и разработанный им, совместно с Верховным Судом (Синедрионом), план Храма. Описание проекта Храма Давид завершил словами:

«Всё это (сказано) в писании от Господа, - который вразумил меня о всех работах предначертанных.».

Соломон (970 - 930 гг. до н. э.) приступил к строительству Храма на четвёртый год своего царствования, в 480 г. после , в начале второго месяца. За содействием он обратился к Хираму, царю финикийского Тира. Тот прислал опытного зодчего по имени Хирам-Абиф, плотников и других ремесленников.

Кедры и кипарисы, самый дорогой материал того времени, также доставил из Ливана Хирам.

Камни (песчаник) добывали там же на горе, где их обтёсывали каменотесы Соломона и Хирама и жители финикийского города Гебал.

Уже в готовом виде их доставляли на место постройки, так что «ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении».

Потребность в меди для храмовых колонн и утвари, по-видимому, обеспечивалась поставками с медных копей Соломона в Эдоме. Военные трофеи Давида и торговые предприятия Соломона обеспечивали строительство серебром. Всех работников было 30 тыс. израильтян и 150тыс. ханаанеев и финикиян, 3,3 тыс. специально назначенных надсмотрщиков руководили работами.

Строительство самого Храма длилось 7 лет: с 957 по 950 гг. до н.э. (по другим данным, с 1014 по 1007 гг. до н.э.). Работа была завершена в восьмом месяце 11-го года царствования Соломона.

Празднование освящения Храма было произведено на следующий год, в седьмом месяце, перед праздником Суккот (Кущей), и было отпраздновано с величайшей торжественностью, при участии старейшин Израиля, глав колен и родов.

Ковчег Завета был торжественно установлен в Святая святых, и Соломон вознёс публичную молитву, начало которой гласит:

«Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле; я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки» (3Цар.8:12,13).

Вместе с тем, Соломон подчёркивает:

«Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил» (3Цар.8:27).

Празднование освящения Храма длилось 14 дней и его описание свидетельствует о том, что строительство Храма было делом величайшей важности для всего народа.

Храм являлся частью комплекса царского дворца и, несомненно, доминировал над окружающими постройками. Дворец, над возведением которого трудился, вероятно, тот же финикийский зодчий Хирам, располагался рядом с Храмом и сообщался с ним посредством отдельного входа.

Недалеко от Храма Соломон также построил свой летний дворец и дворец для дочери египетского фараона, которую взял в жёны. Строительство всего храмового комплекса длилось 16 лет.

Храм Соломона называли в древности одним из 7 чудес света. Своим величием и грандиозными размерами он поражал очевидцев. В 10 веке до н.э. Храм Соломона воздвиг царь Соломон. Это был период расцвета государства Израильского, а сам Храм стал считаться главной святыней евреев. Пока они ходили по всей земле, ища Землю обетованную, и воевали с соседями, пока у евреев не было еще своего государства, Бог странствовал вместе со своим избранным народом. Гарантией избранности служил Ковчег Завета. Однако евреи со временем решили обосноваться в Палестине. Тогда они построили Храм царя Соломона, который стал символом единства Израиля, управляемого богом царства.

Иерусалим при Давиде

Иерусалим при царе Давиде стал столицей. Он перенес Ковчег Завета именно сюда. Ковчег находился в специальной Скинии. Территория Иерусалима пролегала между наделами колена Вениамина (из него был первый царь Израиля Саул) и колена Иуды (Давид происходил из него). Город, таким образом, оказывался не принадлежащим всецело ни одному из колен. Однако он стал главным местом религиозной жизни всех 12 колен Израиля.

Вклад Давида в строительство Храма Соломона

У Орны-иевусиянина Давид купил гору Мориа. Здесь, на месте бывшего гумна, он воздвиг жертвенник богу Яхве для того, чтобы остановить эпидемию, поразившую народ. Гора Мориа - особое место. Авраам, согласно Библии, хотел принести Исаака, своего сына, в жертву Богу именно здесь. Давид решил на этом месте возвести Храм. Однако замысел осуществил лишь его сын, Соломон. Давид тем не менее многое сделал для его строительства: заготовил сосуды из меди, серебра и золота, полученные в дар или добытые в войнах, а также запасы металлов. Ливанские кедры и тесаные камни доставлялись из Финикии по морю.

Ход строительства

Соломон начал строительство на 4-й год своего правления, в 480 году после исхода из Египта евреев, т.е. в 966 г. до н.э. Он обратился к Хираму, царю Тирскому, и тот прислал ремесленников, плотников, а также зодчего Хирама-Абиффа.

Наиболее дорогой материал того времени - кипарисы и кедры из Ливана - был использован при возведении такого величественного здания, как Храм царя Соломона. Использовался также песчаник. Его обтесывали каменотесы из Гебала, финикийского города. В готовом виде блоки доставляли на место строительства. Для утвари и храмовых колонн применяли медь, добытую в Эдоме из медных копей Соломона. Также строительство Храма Соломона проходило с использованием золота и серебра. Около 30 тыс. израильтян трудилось на его возведении, а также примерно 150 тыс. финикиян и ханаанеев. 3,3 тыс. надсмотрщиков, специально назначенных для этого ответственного задания, руководили работами.

Описание Храма Соломона

Великолепием, богатством и величием поражал иерусалимский Храм Соломона. Построили его по образцу Скинии Моисеевой. Только размеры были увеличены, а также использованы приспособления, необходимые для богослужения. Из 3 частей состояло сооружение: притвор, святилище и Святая святых. Большой двор, предназначенный для народа, окружал его. В скинии находился умывальник, предназначенный для ритуальных омовений. Целая система сосудов существовала при жертвеннике этого храма: 10 умывальников на подставках, художественно сделанных, а также большой бассейн, называвшийся из-за своей величины Медным морем. Коридор 20 локтей в длину и 10 - в ширину представлял собой притвор. Две медных колонны стояли перед ним.

Святилище и Святая святых отделялись друг от друга каменной стеной. В ней была сделана из масличного дерева дверь. Из массивного тесаного камня были выложены стены Храма. Они обложены были белым мрамором снаружи, а внутри - листовым золотом и деревом. Золото покрывало также потолок и двери, а пол был выполнен из кипариса, поэтому внутри Храма камня не было видно. Орнаменты в виде различных растений (колокинтов, пальм, цветов), а также изображения херувимов украшали стены. В древности пальма считалась райским деревом. Она являлась символом величия, красоты, нравственных совершенств. Это дерево в Храме стало символом торжества Бога в еврейской земле.

Освящение Храма

Семь лет продолжалось строительство Храма (957-950 гг. до н.э.). В 8-м месяце 11-го года правления Соломона была завершена работа. На праздник Кущей происходило освящение. Сопровождаемый левитами, священниками и толпами народа Ковчег Завета торжественно перенесли внутрь, в Святая святых. Войдя в Храм Соломона (фото его макета представлено ниже), руководивший строительством царь пал на колени и начал молиться. После этой молитвы огонь сошел с неба и опалил приготовленные жертвы.

В течение 14 дней продолжалось празднование освящения главного храма. Это событие отмечал весь Израиль. Не было в стране ни одного человека, не посетившего в то время Храм Соломона в Иерусалиме и не принесшего хотя бы одну овцу или вола в жертву.

Величие Храма Соломона

В Библии рассказывается о проводившихся здесь богослужениях, которые ни с чем не могли сравниться по грандиозности, торжественности и величию. Когда народ на праздники сходился и наполнял двор, левиты и священники, одетые в особые одежды, находились перед жертвенником. Пели хоры певцов, играли музыканты и трубили в шофар, когда Храм наполняла Слава Господня, появлявшаяся в виде облака.

Богослужение в Святая святых

Царь Соломон строил Храм не только лишь для евреев. Он хотел, чтобы к Единому Богу пришли все народы мира. А Храм - место, где он обитает. Мы можем наблюдать сегодня, как сотни тысяч людей со всех уголков земного шара приходят к Стене Плача ежедневно. Это место, рядом с которым когда-то находился знаменитый Храм. Однако приближаться к Святая святых его запрещено было категорически даже священникам. Страшная казнь ожидала нарушителей - смерть. Только в Судный день, то есть раз в году, первосвященник - главный жрец храма - входил сюда для того, чтобы совершить молитву о прощении всему народу Израиля грехов.

Особая накидка была поверх длинных льняных одежд этого священника - ефод. Он был соткан из 2 полотнищ и вплетенных в виссон золотых нитей. Сверху надевался также нагрудник с 12 камнями, представлявшими 12 колен Израилевых. Корона с именем Бога ("Яхве" - в русской Библии) украшала голову первосвященника. С внутренней стороны в нагруднике его был карман с золотой пластиной, на которой написано было состоящее из 70 букв имя Бога. Именно по этому имени священник во время молитвы обращался к Всевышнему. Согласно легенде, к служителю была привязана веревка. Снаружи оставался один конец ее на случай, если во время молитвы произойдет беда и тело его останется в помещении, в которое никто не имел права входить, кроме него.

Как отвечал евреям Бог?

Согласно Талмуду, первосвященник "читал" ответы Господа по 12 камням на нагруднике. Это были обычно ответы на самые важные вопросы для народа и царя Израиля. Например, будет ли этот год урожайным, стоит ли вступать в войну и др. Обычно царь задавал их, а первосвященник смотрел подолгу на камни. Буквы, выбитые на них, по очереди зажигались, и жрец из них складывал ответы на вопросы.

Разрушение и восстановление Храма

Храм Соломона, грандиозный и величественный, простоял всего около трех с половиной веков. Навуходоносор, вавилонский царь, в 589 г. до н.э. захватил Иерусалим. Он разграбил город, разрушил и сжег Храм. Был утерян Ковчег Завета, и о нем не известно ничего до сих пор. Иудейский народ отведен был в плен, который продолжался в течение 70 лет. Кир, персидский царь, в первый год правления позволил вернуться в свою родную страну иудеям. И они принялись за восстановление Храма Соломона. Серебро, золото и другое имущество собрали оставшиеся в Вавилоне. Они отправили все это с репатриантами на родину и затем продолжили посылать богатые пожертвования на Храм Соломона в Иерусалиме. Восстановление его проходило не без участия царя Кира, который внес свой вклад тем, что возвратил священные сосуды иудеям, взятые из Первого Храма Навуходоносором.

Второй Храм

Иудеи, вернувшись в родной Иерусалим, восстановили прежде всего жертвенник Богу. Затем, через год, они положили основание будущему Храму. Строительство завершилось через 19 лет. Второй Храм по проекту должен был повторять в своих очертаниях формы Первого. Однако он уже не отличался таким великолепием и богатством, как Храм Соломона. Помнившие величие Первого Храма старцы плакали о том, что новое сооружение меньше и беднее прежнего.

Иерусалимский храм при царе Ироде

Царь Ирод в 70-х годах до н.э. приложил много усилий для украшения и расширения нового здания. Иерусалимский храм при нем стал выглядеть особенно великолепно. О нем с восторгом писал Иосиф Флавий, отмечая, что он так ярко блистал на солнце, что никто не мог на него смотреть.

Значение Храма

Евреи и раньше ощущали присутствие Бога, когда он шел в огненном столбе по пустыне впереди народа, когда с горы Синай сходил Моисей и его лицо сияло словно солнце. Однако Храм стал для народа особым местом, символизировавшим присутствие Божие. Хоть раз в год каждый благочестивый еврей должен был прийти сюда. Со всех концов Иудеи и Израиля, да и со всего мира, где жили в рассеянии евреи, народ собирался по большим праздникам в Храм. Об этом сказано во 2-й главе Деяний апостолов.

Конечно, иудеи, в отличие от язычников, не верили в то, что Бог обитает в рукотворных храмах. Однако они полагали, что именно на этом месте происходит его встреча с человеком. Об этом было известно и язычникам. Ведь Помпей, который был послан во время Иудейской войны командовать усмирявшими Иерусалим римскими когортами, неслучайно стремился попасть в Святая святых этого храма для того, чтобы понять, чему или кому поклоняются иудеи. Насколько же было велико его удивление, когда, отдернув завесу, он обнаружил, что здесь ничего нет. Ни статуи, ни образа, ничего! Невозможно заключить Бога Израилева в изваяние, его невозможно изобразить. Евреи когда-то верили в то, что между крыльями Херувимов, охраняющих Ковчег Завета, обитает Шехина. Теперь же Храм этот стал служить местом встречи человека и Бога.

Разрушение Второго Храма, Стена Плача

Иерусалимский храм в 70 г. н.э. римские войска стерли с лица земли. Таким образом, через 500 с лишним лет после разрушения Первого храма был разрушен Второй. О великой святыне сегодня напоминает лишь часть западной стены, которая окружала гору Мориа, где стоял Храм Соломона в Иерусалиме. Сейчас ее называют Стеной Плача. Это национальная святыня народа израильского. Однако не только евреи приходят молиться сюда. Считается, что если встать к стене лицом и закрыть глаза, можно услышать, как тысячи музыкантов и певцов воспевают Бога, трубит шофар и с небес на молящихся сходит слава Господня. Кто знает, возможно, на этом священном месте когда-нибудь будет построен и Третий храм Соломона...

Традиция строительства христианских храмов

Известно, что апостолы и Христос посещали Иерусалимский храм. После его разрушения и расселения христиан по всей земле они не могли строить другие храмы почти 300 лет. Люди богослужения совершали в катакомбах, в своих домах, на могилах мучеников из-за жестоких гонений Рима. Константин Миланский, император, в 313 году даровал своим эдиктом свободу вероисповедания Римской империи. Так христиане получили наконец возможность возводить храмы. По миру, начиная с 4 века и по сей день, строятся христианские святыни всевозможных стилей и форм, однако они восходят, так или иначе, именно к Иерусалимскому храму. Они имеют такое же трехчастное деление - алтарь, наос и притвор, повторяют в основных чертах Ковчег Завета. Однако теперь Евхаристия служит местом присутствия Божия.

Стили построек менялись со временем, каждый народ строил храмы в соответствии со своими собственными представлениями о величии и красоте, в духе аскетизма и простоты или, наоборот, богатства и роскоши. Однако живопись, архитектура, скульптура, музыка во всех из них служат одной цели - встрече Бога и человека.

Также храм часто выступал образом Вселенной в преображенном ее состоянии. Однако богословы и Вселенную нередко сравнивают с храмом. Сам Господь в Библии именуется Художником и Архитектором, создавшим по законам гармонии и красоты этот мир. Апостол Павел в то же время храмом называет и человека. Творение, таким образом, выступает как бы матрешкой: Бог создает как храм всю Вселенную, человек строит внутри нее храм и входит в него, сам являясь храмом духа. Однажды 3 этих храма должны соединиться, и тогда Бог будет во всем.

Открытие бразильского Храма Соломона

Год назад, в 2014 году, был открыт Храм Соломона в Бразилии, самый большой среди всех неопротестантских храмов в этой стране. Высота сооружения составляет около 50 метров. Площадь его эквивалентна площади пяти футбольных полей. Из Хеврона были привезены камни для строительства стен. Вечернее освещение, стоимость которого составляет около 7 млн евро, имитирует вечернюю атмосферу самого Иерусалима. Происходящее внутри храма демонстрируют 2 огромных экрана, находящихся слева и справа от алтаря. Само здание рассчитано на 10 тыс. человек.

В древности Храм Соломона называли одним из семи чудес света, он поражал очевидцев своими грандиозными размерами и не меньшим величием. Царь Соломон воздвиг его в Х веке до н. э., в период расцвета Израильского государства, и Храм стал главной святыней евреев. Пока евреи ходили в поисках земли обетованной, пока воевали с соседними народами, пока у них не было государства, Бог обитал «в шатре и Скинии» и странствовал вместе с избранным народом. Ковчег Завета был гарантией этой избранности. Но когда евреи обосновались в Палестине, Храм стал символом единства Израиля, царства, которым управляет Бог.

Царь Давид сделал Иерусалим столицей своего царства и перенес сюда Ковчег Завета, хранившийся в специальной Скинии. Иерусалим находился на территории между наделами колена Иуды (из которого происходил Давид) и колена Вениамина (из которого был Саул, первый царь Израиля). Таким образом, город оказывался не принадлежащим ни к одному из колен и в то же время становился центром религиозной жизни всех двенадцати колен Израиля.

Давид купил у Орны-иевусиянина гору Мориа и на месте гумна воздвиг жертвенник Яхве, чтобы остановить поразившую народ эпидемию. Гора Мориа была особым местом: согласно Библии, здесь Авраам хотел принести в жертву сына своего, Исаака. Именно тут Давид и задумал поставить Храм. «Я живу во дворце из кедра, а Ковчег Божий находится в шатре», - сетовал царь. Но через пророка Нафана Бог сказал, что Давиду не дано будет построить Храм, ибо на нем грех прелюбодеяния и кровь, пролитая в войнах, его замысел осуществит наследник, Соломон. Однако Давид многое сделал для строительства Храма: заготовил запасы металлов, сосуды из золота, серебра и меди, добытые им в войнах и полученные в дар. Тесаные камни и ливанские кедры доставлялись по морю из Финикии. Перед смертью Давид созвал представителей всех колен и всех начальников и предложил им сделать пожертвования на строительство. А Соломону передал план Храма, данный ему в откровении от Бога: «Все сие в письмени от Господа... как Он вразумил меня на все дела постройки» (1 Пар 28:19).

Соломон приступил к строительству Храма на четвертый год своего царствования, в 480 году после Исхода евреев из Египта, то есть в 966 году до н. э. Он обратился к царю Тирскому Хираму, и тот прислал зодчего Хирама-Абиффа, плотников и других ремесленников.

На строительство Храма шел самый дорогой материал того времени - кедры и кипарисы из Ливана, использовался камень (песчаник), который обтесывали каменотесы финикийского города Гебал. Блоки в готовом виде доставляли на место постройки, чтобы «ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его» (3 Цар 6:7). Для храмовых колонн и утвари использовали медь с медных копей Соломона в Эдоме. Использовали также серебро и золото. На строительстве трудилось 30 тыс. израильтян и 150 тыс. ханаанеев и финикиян, 3,3 тыс. специально назначенных надсмотрщиков руководили работами.

Храм поражал своим величием, богатством и великолепием, неслыханными даже в древнем мире. Он был построен по плану Скинии Моисеевой, только в больших размерах и с приспособлениями, какие были необходимы для храмового богослужения. Храм состоял из трех частей - Святая святых, святилища и притвора. Его окружал большой двор для народа. В скинии имелся умывальник для ритуальных омовений, а при жертвеннике Храма существовала целая система сосудов: десять художественно сделанных умывальников на подставках и большой бассейн для воды, из-за величины своей называвшийся Медным морем. Притвор храма представлял собой коридор двадцати локтей в длину (по ширине корпуса Храма) и десяти локтей в глубину. Перед ним стояли две большие медные колонны. Внутренняя величина Храма была частично удвоенною, частично утроенною величиной скинии.

Святая святых и святилище разделялись каменной стеной, в которой была сделана дверь из масличного дерева. Стены Храма были выложены из массивного тесаного камня, снаружи обложены белым мрамором, а внутри - деревом и листовым золотом. Золотом же были покрыты двери и потолок, пол был сделан из кипариса, так что камня внутри Храма не было видно. Стены украшали изображения херувимов и орнаменты в виде растений: пальм, колокинтов (род диких огурцов) и цветов. Пальма в древности считалась райским деревом, символом красоты, величия и нравственных совершенств. В Иерусалимском храме пальма была символом торжества Бога в земле обетованной.


Тетрадрахма Бар-Кохбы (132–135 гг.)

Строительство Храма длилось семь лет, с 957 по 950 год до н. э.1.Работа была завершена в восьмом месяце одиннадцатого года царствования Соломона. Освящение Храма происходило на праздник Кущей (Суккот). Ковчег Завета, сопровождаемый священниками, левитами и толпами народа, был торжественно перенесен в Святая святых. Соломон, войдя в Храм, пал на колени и стал молиться: «Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле; я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки» (3 Цар 8:12, 13). Но при этом Соломон заключает: «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил» (3 Цар 8:27). По окончании этой молитвы сошел с неба огонь и опалил жертвы, приготовленные в Храме.

Празднование освящения Храма длилось четырнадцать дней. Весь Израиль отмечал это событие, и не было человека, который бы не участвовал в торжестве и не принес бы в жертву хотя бы одного вола или овцы.

Библия описывает богослужения Иерусалимского храма, которые ни с чем не могли сравниться по величию, торжественности и грандиозности. Когда весь народ сходился на праздники и наполнял двор Храма, священники и левиты, облаченные в особые одежды, стояли перед жертвенником, хоры певцов пели, музыканты играли и трубили в шофар, тогда Слава Господня в виде облака наполняла Храм, так что священники не могли продолжать богослужение.

Великолепный и грандиозный Храм Соломона простоял всего три с половиной столетия. В 589 году до н. э. вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим, разграбил его, сжег и разрушил до основания Храм. Ковчег Завета был утерян, с тех пор о нем ничего не известно. Народ иудейский был отведен в плен. Вавилонский плен продолжался 70 лет. Персидский царь Кир в первый же год своего правления разрешил иудеям возвратиться в свое отечество. И они стали восстанавливать святыню. Оставшиеся в Вавилоне собрали золото, серебро и другое имущество и отправили на родину с репатриантами. И потом они продолжали давать богатые пожертвования на Храм. Царь Кир вернул иудеям священные сосуды, которые были взяты Навуходоносором из Храма Соломона.

Возвратившись в Иерусалим, иудеи сначала восстановили жертвенник Богу, а на другой год положили основание Храму. Через девятнадцать лет строительство было завершено. Второй Храм должен был повторять формы Первого. Но он уже был не таким богатым и великолепным, как Храм Соломона, и старцы, помнившие великолепие прежнего Храма, плакали о том, что Второй Храм беднее и меньше прежнего.

Много усилий для расширения и украшения Храма приложил Ирод (73–74 годы до н. э.), при нем Иерусалимский храм стал особенно великолепен. Иосиф Флавий писал о Храме с восторгом: «Храм блистал так ярко, отражая солнечные лучи, что никто не мог смотреть на него. А на расстоянии он выглядел как сверкающая снегами горная вершина».

И прежде евреи ощущали Божье присутствие, когда Господь в огненном столбе шел впереди народа по пустыне, когда Моисей сходил с горы Синай и лицо Его сияло как солнце. Но Храм стал для избранного народа особым местом присутствия Божия. Каждый благочестивый еврей должен был хотя бы раз в год прийти в Иерусалим на поклонение Богу. Со всех концов Израиля и Иудеи, да и со всего мира, отовсюду, где жили евреи в рассеянии, по большим праздникам собирался народ в Храм. Об этом мы читаем во второй главе Деяний апостолов, где сказано, что на праздник Пятидесятницы пришли в Иерусалим «парфяне, и мидяне, и еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне…» (Деян 2:9–11). Все эти люди пришли, чтобы в обстановке торжественного богослужения в Храме предстать пред лице Божье.

Конечно, в отличие от язычников иудеи не верили, что Бог живет в рукотворных храмах, но они считали, что на этом месте происходит встреча Бога и человека. Знали это и язычники, не случайно Помпей, посланный командовать римскими когортами, усмирявшими Иерусалим во время Иудейской войны, так хотел проникнуть в Святая святых Иерусалимского храма, чтобы понять, кому или чему кланяются иудеи. И велико же было его удивление, когда, войдя в Храм и отдернув завесу, он увидел, что в Святая святых ничего нет. Ни образа, ни статуи, ничего! Бога Израилева невозможно заключить в какое-то изваяние, невозможно изобразить. Когда-то евреи верили, что Шехина обитает между крыльями Херувимов над Ковчегом Завета. Теперь Храм стал местом встречи Бога и человека.

Камень основания на Храмовой горе в Иерусалиме

В 70 году н. э. Иерусалимский храм был стерт с лица земли римскими войсками. Разрушение Второго храма произошло «девятого аба» по еврейскому летосчислению, в день разрушения Первого храма - через пятьсот с лишним лет. Сегодня о великой святыне напоминает лишь сохранившаяся часть западной стены, окружавшей гору Мориа, на вершине которой стоял Иерусалимский храм. Она называется Стеной плача и является национальной святыней еврейского народа. Но сюда приходят молиться не только евреи. И если встать лицом к стене и закрыть глаза, то можно даже услышать, как трубит шофар и тысячи певцов и музыкантов воспевают Бога Израилева, и увидеть, как слава Господня сходит с небес на молящихся.

Как известно, Христос и апостолы посещали Иерусалимский храм. Когда храм был разрушен, а христиане рассеялись по всему лицу земли, они почти триста лет не могли строить храмы. Они совершали бого-служения по домам или в катакомбах, на могилах мучеников, потому что Рим их жестоко гнал. В 313 году император Константин Миланским эдиктом даровал свободу вероисповедания всем жителям Римской империи, и христиане получили возможность строить храмы. Начиная с IV века и до сего дня по всему миру строятся христианские храмы самых различных форм и стилей, но все они так или иначе восходят к Иерусалимскому храму. Обычно они также имеют трехчастное деление - притвор, наос и алтарь. Они повторяют идею Ковчега Завета, только теперь местом присутствия Божия является Евхаристия. Идея христианского храма восходит еще глубже - к Ковчегу Ноя, на котором Бог спас семейство праведного патриарха во время Потопа. С течением времени менялись стили храмовых построек, каждый народ возводил храмы в соответствии со своими представлениями о красоте и величии, в духе простоты и аскетизма или роскоши и богатства. Но во все времена архитектура, живопись, скульптура, музыка, слово в храме всегда служат одному - встрече человека и Бога.

Храм часто осознавался как образ вселенной в ее преображенном состоянии. Но и вселенную бого-словы часто сравнивают с храмом, а в Библии Сам Господь именуется Архитектором и Художником, создавшим мир по законам красоты и гармонии. В то же время и человека апостол Павел называет храмом (см.: 1 Кор 6:19). Таким образом, творение можно сравнить с матрешкой: Бог создает вселенную как храм, человек внутри нее строит храм и входит в него, будучи храмом духа. Но однажды все эти три храма соединятся, и будет «Бог все во всем». В конце времен, когда небо и земля прейдут, необходимость в храме отпадет, так говорит Иоанн Богослов в видении Небесного града: «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его и Агнец» (Откр 21:22). Но пока Церковь находится на пути в Горний Иерусалим, храм как корабль несет нас к берегам Небесной отчизны.

В конце десятого века до нашей эры умер Давид – величайший царь и пророк Израиля. Царский престол наследует его сын Соломон, который строит на холме Мориа первый иерусалимский Храм. Земля Израиля небогата древесиной, опыта в строительстве у иудеев нет, но мудрый Соломон использует свое политическое влияние: стволы кедров и кипарисов ему привозят на кораблях рабы ливанского царя Хирама. Они же строят Храм и обучают этому ремеслу евреев.

Соломон начал строить Храм в четвертый год своего правления,а в 950 году до н.э. он был торжественно освящен. В специальном отсеке, который в Библии называется Святое Святых, был установлен Ковчег Завета. Отныне этот загадочный ларец – главная святыня колен израилевых – покоился за плотной завесой в месте, где обитала Шехина – Слава Божия.

Библия повествует о торжествах, которыми сопровождалось освящение иерусалимского Храма (Третья книга Царств 8:6-13):

«И внесли священники ковчег завета Господня на место его, в давир храма, во Святое Святых, под крылья херувимов.
Ибо херувимы простирали крылья над местом ковчега, и покрывали херувимы сверху ковчег и шесты его.
И выдвинулись шесты так, что головки шестов видны были из святилища пред давиром, но не выказывались наружу; они там и до сего дня.
В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исшествии их из земли Египетской.
Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень;
и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень.
Тогда сказал Соломон: Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле;
я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки.»

В этой молитве, где царь Соломон прославляет жилище Бога – Иерусалимский Храм, особо важным для современного верующего человека, являются место, где Соломон обращается к Богу со словами:

«услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль, чтобы знали, что именем Твоим называется храм сей, который я построил».

Это значит, что иерусалимский Храм царь Соломон строил не только для евреев! Он мечтал о том, чтобы все народы мира пришли к Единому Богу, и Храм – это именно то место, где он обитает. Сегодня мы видим, как сотни тысяч людей со всего мира приходят ежедневно к Стене Плача в Иерусалиме – тому месту, рядом с которым находился когда-то Храм царя Соломона и его Святая Святых.

Но вот приближаться к самому этому месту категорически запрещалось даже священникам, нарушителей ожидала страшная кара – смерть. Лишь раз в году, в Судный день, главный жрец храма – первосвященник входил в Святое Святых, чтобы произнести молитву о прощении грехов народу Израиля.

Поверх его длинных льняных одежд была особая накидка – ефод, сотканный из двух полотнищ дорогой материи и из золотых нитей, вплетенных в виссон -тонко закрученные нити льна и шерсти пурпурного, голубого, и фиолетового цветов. А сверху еще надевался нагрудник с двенадцатью камнями, на которых были выбиты имена двенадцати колен Израилевых. Голову первосвященника украшала корона с четырехбуквенным именем Бога (в русской Библии – “ЯХВЕ”), а в нагруднике с внутренней стороны находился карман, с золотой пластиной. На пластине было написано имя Бога, состоящее из 70 букв. По этому имени он и обращался в Всевышнему во время молитвы. Легенда гласит, что к первосвященнику была привязана веревка, один конец которой оставался снаружи. Если, не приведи Господь, случится беда во время молитвы, то тело его могло останется в помещении, куда никто, кроме него, не имел права входить. Правда, к следующему Судному дню туда зайдет новый первосвященник, но что за это время произойдет с прежним – об этом лучше не вспоминать и не думать!

Первосвященник и левит (храмовый служитель) у жертвенника для воскурения благовоний

В Талмуде рассказывается, что первосвященник мог «прочитать» ответы Бога по двенадцати камням на нагруднике. Обычно это были ответы на важные для царя и народа Израиля вопросы, как например, будет ли год урожайным, вступать или не вступать в войну и т.п. Задавал их обычно царь, а первосвященник подолгу смотрел на камни. Выбитые на камнях буквы зажигались по очереди, и жрец складывал из них ответы Бога на вопросы царя.

В Святилище Храма – большой зале, предварявшей вход в Святое Святых, находились три предмета: храмовая Менора – семисвечник, который должен был гореть постоянно, “малый” жертвенник для воскурения благовоний и столы, на которых раскладывали для «хлеба предложения».

На них раскладывались двенадцать хлебов по числу “колен израилевых”. Хлеба эти лежали открытыми на столах до конца недели, затем их меняли на новые, а прежние отдавались служителям Храма. Предание гласит, что хлеба эти оставались такими же свежими и мягкими, как в день их подношения, на протяжении всей недели. Все эти предметы перекочевали в Храм царя Соломона из Скинии собрания, и их назначение и использование подробно описано в Библии.

Во времена Храма Соломона в Иерусалиме возникли еще один важный обряд. Он был связан с особым ритуалом –«жертвой всесожжения» рыжей телицы. Храмовые жрецы находили рыжую корову, в шерсти которой не было ни одного изъяна, ни одного темного или белого волоска, Несчастное животное забивали, а потом сжигали на обращенном к Храму склоне Масличной горы. Священный пепел хранился в Храме. Его растворяли в воде и окропляли ею священника, прикоснувшегося к мертвому телу. Говорят, что за всю историю Израиля рыжую корову находили девять раз. Однако, считают еврейские мудрецы, в десятый раз эта корова снова появится в конце дней, когда придет Мессия.

Понятно, что найти такое чудо природы было непросто, и пастух, в стаде которого рождался рыжий теленок, становился, как сегодня сказали бы, миллионером. Да и сама процедура ритуального очищения пеплом стоила недешево, поэтому далеко не все жрецы могли себе ее позволить и старались изо всех сил не прикасаться к мертвому телу, чтобы не быть надолго отлученными от храмовой службы. Впервые рыжую корову принесли в жертву во времена Моисея во искупление греха «золотого тельца».

К началу 6 века до н.э. маленькая Иудея становится на пути двух враждующих между собой гигантов: Египта и Вавилона. Политические союзы, битвы, победы и поражения в этих войнах привели к тому, что Иерусалим оказался под властью Вавилона, и жители Иудеи были обложены огромными налогами. Вавилонский царь Навуходоносор поменял власть в Иудее, и на престоле оказался Седекия, последний царь из династии дома Давида. Его современник, пророк Иеремия предупреждает царя и народ о грядущих бедах. Пророку не верят и бросают его в темницу. Царь Седекия пытается вступить в политический альянс с Египтом, противником Вавилона. Навуходоносор осаждает Иерусалим. В городе начался голод. Жители осажденного Иерусалима вынуждены питаться травой, растущей в расселинах дорожных камней и городских построек.

Предание рассказывает, что Седекия пытался бежать через подземный ход в долину Иерихона. Но, на свою беду, был схвачен слугами вавилонского царя, ослеплен и отправлен в плен, где вскоре и умер.